В РФ предлагают запретить монетизацию песен, созданных ИИ

Национальная федерация музыкальной индустрии (лейблы Black Star, Lotus Music и другие) предложила запретить монетизацию произведений, созданных технологиями искусственного интеллекта (ИИ). По мнению музыкантов, такие песни не должны охраняться как объект авторских или смежных прав. Статистика говорит о том, что потери от использованных ИИ произведений могут составлять около 3,5 млрд руб. в год. Важно понимать, что для многих исполнителей каждая лишняя копейка – это возможность иметь достойное существование.

Беспокойство использования ИИ в музыкальной индустрии подтверждает опубликованный 4 декабря 2024 года обзор Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC). В исследование говорится, что по итогам 2023 года доходы разработчиков искусственного интеллекта в глобальной музыкальной индустрии достигли €100 млн. В перспективе этот показатель будет стремительно расти. В отсчет говорится о двух проблемах. Одна из них – потеря доходов из-за несанкционированного использования существующих композиций моделями ИИ без выплаты отчислений, вторая – замена традиционного контента материалами, созданными при помощи ИИ. 3 апреля 2024 года компания Stability AI представила модель искусственного интеллекта Stable Audio 2.0, которая способна создавать полноценные треки продолжительностью до трёх минут. А в июле 2024 года в России запущена открытая нейросеть для создания музыки, разработанная инженерами пермской компании «Дабл Ю Экспо». Новая технология способна генерировать музыкальные произведения в современных жанрах, создавать уникальные тексты песен и настраивать композиции под вкусы целевой аудитории.

Гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Никита Данилов считает, что каверы, созданные с применением ИИ. Это может быть известный ещё с советских времён хит, переделанный с помощью ИИ, или современная песня. Такие треки легко попадают в рекомендации на стриминговых платформах. При этом реальный правообладатель ни чего не получает за использование его интеллектуальной собственности. В июне 2024 года Sony Music, Universal Music и Warner Records подали в суд на стартапы Suno и Udio за нарушение авторских прав. Их обвинили в использовании музыки для обучения ИИ-моделей без получения разрешений.

В «Яндексе», «Сбере» и ряд других ИТ компаний не согласны с этой позицией. Они считают, что ИИ – это лишь инструмент. Руководитель практики интеллектуальной собственности юридической фирмы Verba Legal Алексей Дарков считает, что если речь идёт о переделке песни, закон тут на стороне автора. С другой стороны, неправильно лишать охраны и монетизации трек, созданный с применением ИИ. Его использовал конкретный человек. И лишать вознаграждения создателей такого произведения – не правильный подход. Также считает менеджер центра человекоцентричного ИИ Сбербанка Софьи Фокиной. Она отмечает, что ИИ не заменяет человека, а предоставляет возможность для нового уровня творческого выражения.

Музыканты и владельцы лейблов считают проблемой треки, созданные искусственным интеллектом с нуля, без использования для этого оригинальных треков. По их мнению, разработчики обучают алгоритмы искусственного интеллекта на реальной музыке, на оригинальном контенте, правообладатели которого ничего за это не получают. В ноябре 2023 года YouTube начал тестировать сервис для генерации коротких музыкальных фрагментов, которые имитируют стили известных музыкантов, согласившихся на участие в эксперименте. Со своей стороны мы ещё больше обострим эту проблему: а разработчики компьютерных алгоритмов, с помощью которых были сгенерированы произведения должны получать авторские вознаграждения? ИИ-инструменты для работы с аудио развивают многие участники рынка – Stability AI, OpenAI, Google DeepMind, Adobe, ElevenLabs, Nvidia, Meta (признана в России экстремистской организацией и запрещена) и другие компании.

Найти баланс между традиционными музыкальными произведениями и созданными ИИ пытаются в Яндекс. Для этого музыкальный стриминговый сервис «Яндекс Музыка» запустит платную функцию «Импульс», которая поможет музыкантам нарастить количество прослушиваний и найти новую аудиторию. Во время бета-тестирования прослушивания треков артистов, которые воспользовались сервисом «Импульс», выросли на 40%, а сами песни слушатели стали чаще добавлять в коллекции.

В любом случае, использование ИИ для создания музыки влечёт за собой ряд юридических проблем. Ззакон об авторском праве, традиционно предназначен для защиты созданных человеком творений. Однако музыкальные ИИ-генераторы работают там, где человеческий вклад и машинные алгоритмы смешиваются, создавая серую зону с юридической точки зрения. Юристы признают, что вопрос правовой классификации ИИ-продукции будет обсуждаться ещё долго. Сейчас они склоняются к мнению, что ИИ следует воспринимать как ИТ-инструмент. Судьям и юристам во всём мире придётся нелегко. Поскольку им предстоит разобраться с ИТ-инструментами, которые способны перевернуть все творческие процессы, а не только музыкальную индустрию.



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *