Русская деревня глазами художников. Часть 1

Публикуем сокращённое исследование Алины Максимовой

Здесь нет шума и суеты, нет постоянного движения, характерного для города. В русской деревне – тишина, простота, умиротворение.

Тема русской деревни в искусстве – это уникальное явление, к которому стоит присмотреться внимательнее. В отличие от городских пейзажей или ярких портретов, изображения деревенской жизни не так часто встречаются в картинах наших русских художников. Тем не менее, именно образ русской деревни несёт в себе ту глубину и спокойствие, которое веками привлекает людей своей искренностью, естественностью и близостью к природе. 
Искусство это тот самый инструмент через который можно прикоснуться к той особенной атмосфере, что дарит деревенский мир. Стоит отметить, что многие русские писатели искали вдохновение в деревне, чтобы передать глубину человеческих чувств и переживаний.

Именно здесь человек может побыть наедине с собой и природой, почувствовать себя частью чего-то большего. И как раз для многих художников русская деревня стала символом душевного покоя, а их картины – своеобразной «визуальной поэзией», где каждый пейзаж и каждая деталь передают то состояние умиротворенности, которого не встретить в центре большого города.



Многие картины, которые будут рассмотренные в данном исследовании, поражают своей живостью и вниманием к деталям. Художники мастерски передавали мельчайшие нюансы деревенской жизни – от текстуры деревянных изб до мельчайших трещинок на снегу. Такие детали не только добавляют реализма изображениям, но и позволяют зрителю буквально почувствовать атмосферу той эпохи: услышать шум ветра, почувствовать свежесть утра или азарт игры в Масленицу. Эти и другие факты, включая выбор цветовой палитры, композиции и сюжетов, помогут глубже понять, почему тема русской деревни веками оставалась актуальной для мастеров и зрителей. Таким образом, исследование позволит увидеть русскую деревню глазами художников, понять их любовь к простым, но значимым образам и осознать, как через искусство можно передать дух народа и связь человека с родной землей.

Начало понятие слова «деревня» в обществе

Слово «деревня» имеет славянские корни и связано с земледельческой деятельностью. Изначально оно обозначало участок земли, расчищенный от леса для обработки. Такие небольшие участки могли называться «двор», однако со временем значение слова расширилось, и под «деревней» стали понимать место проживания людей.

К XVII–XVIII векам термин «деревня» приобрёл современное значение – крестьянское поселение. Это произошло благодаря развитию сельского хозяйства и увеличению его значения в повседневной жизни. С этого момента у художников появляется интерес к запечатлению деревенской жизни, поэтому основная часть картин показывает убранство и деревенский быт начинается с XIX века.

Расцвет русской деревни

На картине Семёна Щедрина «Пейзаж в окрестностях Петербурга» изображена спокойная сцена сельской жизни на берегу реки. Художник акцентирует внимание на гармонии между природой и жизнью человека: на переднем плане крестьяне пасут скот, рядом с рекой мирно стоят коровы и козы, а вдали виднеется деревенский дом, окружённый густыми деревьями.

Автор здесь использует воздушную перспективу, что создаёт ощущение глубины, постепенно смягчая цвета и очертания объектов на заднем плане. А также добавляя свето-теневую моделировку, что придаёт мягкий свет, который падает на деревья и воду и это добавляет картине живописности и реализма.

«Деревня» Фёдора Васильева – это не просто пейзаж, а взгляд на жизнь русской глубинки. Она «…была написана под впечатлением от поездок по Тамбовской губернии Российской империи, а также по провинциальным городкам и сёлам Украины». Васильев изображает тихую заросшую поляну, окружённую деревянными избами под соломенными крышами. Солнечные лучи пробиваются сквозь листву, окрашивая всё в тёплые тона. На переднем плане две женщины – одна стирает бельё, а другая держит ребёнка. Вдали пасутся козы. «Русская деревня изображается в её реальном облике, без идеализации: ветхие, полуразвалившиеся избы, тощие коровенки, непролазная грязь». Так существовала деревня после недавних преобразований. Но Васильев не просто рисует образ такой деревни, он передаёт атмосферу спокойствия и духа своей Родины. В «Деревне» чувствуется дух традиционной жизни и связь человека с природой, поэтому с первого взгляда на полотно, сюжет вызывает гармонию и чувство простой русской жизни.

Алексей Венецианов соединил бытовую сцену с метафоричностью: крестьянка выглядит как Флора, символ весны, а её наряд напоминает античную диадему и тунику. «Да и лошади, по одному из точных исследовательских замечаний, больше похожи на крылатых Пегасов, чем на заморенных крестьянских кляч». Полупрозрачные фигуры создают эффект миража, стирая границы между людьми, природой и светом, хотя этот приём скорее обусловлен техническими сложностями художника, как видно по другим его работам, таким как «Гумно» и «Спящий пастушок». Венецианов использует необычный для светской живописи низкий горизонт, придающий главной героине монументальность, подобно иконописи. Также задействован и приём «удвоения» – фигура крестьянки на заднем плане, возможно, символизирующая цикличность природы и завершение её деяний.

«Как-то знаток Москвы Владимир Гиляровский писал другу-художнику Мануилу Аладжалову:
Ты прелести Кавказских гор
Сменил на лес, на Волгу, нивы,
На перевоз, на косогор,
На наши русские мотивы.»

«Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России и умел находить в нём массу разнообразия. Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз и повторял с чем-то особенным, стараясь уловить в нём новый звук, новое состояние, и, находя, переносил ощущения на свои небольшие полотна. Такие, как покой и тишина русских вечеров, мягкость и теплоту русской жизни», – рассказывала в книге «”Среды” московских художников» исследователь – Екатерина Киселёва.

Можно заметить, что Мануил Аладжалов использует пастозную технику, с густыми мазками неразбавленной краски, что придаёт картине индивидуальный и узнаваемый почерк и передаёт его непосредственные впечатления от пленэрной работы. Влияние импрессионизма заметно в использовании чистого цвета и стремлении запечатлеть текущее состояние природы, что было характерно для обновления художественного языка русской живописи на рубеже веков.

Работы Николая Бажина не так известны и их достаточно трудно найти на просторах интернета. Но увидев впервые, его вариант русской деревни – не возможно пройти мимо, ведь особенно заметно, как мастерски ему удаётся передать атмосферу русской деревни. Его манера письма – это тонкая игра светом и тенью, с использованием мягких, приглушённых цветов. Его мазки нежны и незаметны, создавая иллюзию лёгкости и воздушности. Он мастерски передаёт текстуру снега, иней на ветках деревьев и мерцание света в окнах домов.

Силу его картинам придаёт прежде всего умение передать атмосферу и настроение места. Это достигается через использование тонких переходов цветов, мягких линий и небольших деталей, которые в совокупности создают цельное и глубокое впечатление. Бажин использует приёмы реалистической живописи, стараясь точно передать натуру, но при этом его картины пронизаны лиризмом и душевностью.

«Жизнь искусства в России требовала от художника не только художественного таланта, но и практической хватки, искусства, ловкости и жестокости борца. Все это было слишком чуждо пассивной и мягкой натуре Бажина, всегда беспечного к материальным запросам реальной жизни с ее будничными интересами, все это пугало, отталкивало его. Постепенно он стал выставляться все реже и реже и наконец вовсе ушел со сцены, и о нем забыли»

Отмечал художник, Мечислав Далькевич, который был близко знаком с Николаем Бажиным

Иван Августович Вельц — известный русский художник-пейзажист, который с любовью запечатлевал жизнь русской деревни и её природу. Его картины наполнены спокойствием, теплом и ощущением настоящей связи с землёй.

Как можно заметить по картинам художника, одной из особенностей Вельца было умение работать с освещением. Он тонко передавал переходы света и тени, что делало картины живыми и атмосферными. Например, в его работах можно увидеть, как лучи солнца пробиваются сквозь облака или как туман застилает утренние поля. Стоит отметить, что часто на его картинах изображены простые деревенские дома, деревянные заборы, тропинки, которые как будто зовут нас пройтись по ним…

Он рисовал деревню такой, какая она есть: с её тихой красотой, ритмом жизни, который не подчиняется суете города. Через его работы чувствуется уважение к природе и кропотливому труду крестьян, живущих в гармонии с окружающим миром.

На примерах работ Сергея Виноградова есть возможность увидеть деревенский быть не стороны, как пейзаж перед нами, а буквально зайти внутрь одной из избушек, где можно встретить образы простых людей, кто проживал в них – крестьян.

На полотнах Виноградова крестьянская одежда отражает реалии своего времени. Это практичные, удобные вещи, сделанные из натуральных материалов. Например, у подёнщика мы видим рубаху и штаны из грубой ткани, сапоги или лапти, которые носили для работы в поле. У женщины – простой платок, закрывающий голову, длинная юбка, передник. Эти элементы одежды показывают, что крестьянский быт был тесно связан с трудом, и одежда больше служила для защиты и удобства.

Картины Сергея Виноградова помогают нам увидеть русскую деревню глазами её жителей, более подробно. Одежда, лица, позы – всё это рассказывает нам об их жизни, характере и культуре. И через эти образы художнику удаётся создать живую историю о людях, которые как раз и были движущей силой русской деревни.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон» пропитана атмосферой тихого, умиротворённого вечера в русской деревне. На полотне изображена река с плавным течением, её спокойная поверхность отражает лес, небо и здания. В центре композиции – небольшой монастырь с белокаменной церковью, чьи купола утопают в лучах закатного солнца. На переднем плане видны лодки у берега и едва различимый силуэт человека, а чуть дальше – переправа с людьми на плоту. Если заметить, то гармония здесь создаётся с помощью тёплых оттенков розового, золотистого и голубого, чтобы передать мягкий свет заката. Цвета плавно переходят друг в друга, тем самым усиливая этот эффект.

Левитан хотел показать не только природную красоту русской деревни, но и её духовную значимость. Интересная деталь, а именно мотив вечернего колокольного звона намекает на связь человека с вечностью, наполняя картину глубокой тишиной и размышлениями о жизни. Через эту работу Левитан доносит до зрителя чувство умиротворения и созерцания, подчёркивая, что настоящая красота – в простоте и гармонии окружающего мира.

«Русская деревня» Поленова, по композиции и колориту, а особенно по лиричности и камерности, напоминает его более известную раннюю работу – «Московский дворик». Художник создал поэтичный и узнаваемый образ русской деревни, близкий и понятный каждому. Увидев работы автора, можно с уверенностью отметить, что русская деревня в творчестве Поленова занимает особое место. В отличие от картин, ориентированных на эффектность, Василий Дмитриевич, подобно художнику Саврасову Алексею и другим реалистам, поэтизирует обыденные мотивы: крестьянские избы, покосившийся забор, стога сена у речки, оживляемые фигурами детей – то есть полотна наполнены лиризмом. Это отражает его гармоничный и позитивный внутренний мир, который он проецировал на окружающую действительность, ещё больше раскрывая красоту его художественного дара.

Картина «Погорелые» Ивана Михайловича Прянишникова – это печальное свидетельство о жизни крестьянской России XIX века, когда время оставило большой отпечаток в жизни обычного народа. На картине изображена группа обездоленных детей, стоящих на фоне разрушенной деревни. Погорелое небо, засыпанная пеплом дорога, полуразрушенные дома – всё говорит о недавнем пожаре, который лишил крестьян крова и средств к существованию.

Взгляд художника сосредоточен на детях – они одеты в лохмотья, их лица печальны и полны безысходности. Образ маленькой девочки, крепко держащей на руках младенца – как центр композиции, является символом бедствия, которое обрушилось на них.

В «Погорелые» Прянишников не просто изобразил печальную картину, а пытался передать глубокое чувство сострадания к страданиям простых людей, затронуть душу зрителя и заставить его задуматься о трудной жизни крестьянской России.

«Замысел картины возник у художника под влиянием эрмитажного полотна Франсуа Гране “Внутренний вид капуцинского монастыря в Риме”. Венецианов восхищался этой работой, благодаря которой он осознал важность перспективы для изображения натуры – “оживотворения”, как говорил он сам». Это был интерьер, выполненный с точным соблюдением законов перспективы и лишь немного оживлённый человеческими фигурами, которые скорее играли роль стаффажа. Точнее – перспективных ориентиров, то есть их уменьшение в масштабе помогает передать ощущение глубины пространства.

На полотне Венецианов изображает старинное гумно – просторное помещение для сельскохозяйственных работ. Мы словно заглядываем внутрь через убранную переднюю стену, что создаёт ощущение присутствия. И взгляд зрителя отсюда плавно перемещается от крестьянки, плетущей лапоть (в левом нижнем углу), к фигурам крестьян, занятых сельскохозяйственными работами (с лошадью и зерном), через открытые ворота, заливающие гумно светом, и, наконец, к группе крестьян у стены справа.

Статичность этих поз часто вызывает критику – фигуры выглядят как кадры из кинохроники, где движение внезапно остановилось. Но это был осознанный приём: Венецианов хотел показать не внешнюю суету, а внутренний мир своих героев, их связь с привычным, размеренным деревенским бытом.

Продолжение следует.