130 лет назад, в августе 1894 года, два выдающихся русских художников отправились в необычный северный круиз. Об этом мы рассказывали в одной из наших прошлых публикаций. А теперь, предлагаем взглянуть на это событие с другой стороны.

Первыми русскими художниками, открывших в 1894 году для широкой публики крайний Север, были молодые талантливые живописцы Константин Алексеевич Коровин (1861–1939) и Валентин Александрович Серов (1865–1911). Эта поездка стала для них полным откровением. На обоих Север произвёл огромное впечатление. Об этом написано достаточно много, но этот и последующие рассказы об арктических круизах друзей-художников позволит взглянуть на эти события сквозь призму филателии – с помощью отечественных почтовых марок, конвертов, открыток, специальных гашений.
Художники познакомились благодаря Савве Мамонтову
Художники Валентин Серов и Константин Коровин дружили больше четверти века. Их дружба оборвалась из-за смерти первого в день рождения второго – 5 декабря 1911 года. Изначально их свела профессиональная любовь к изобразительному искусству. Коровин и Серов познакомились в 1884 году в усадьбе известного железнодорожного промышленника, мецената, покровительствовавшего многим деятелям русской культуры, основателя первой в России частной оперы Саввы Ивановича Мамонтова (1841–1918) в Абрамцеве. Коровину тогда было 23 года, а Серову – 19 лет. Казалось, встретились диаметрально противоположные друг другу парни: молчаливый Серов и темпераментный Коровин. Но более неразлучных потом друзей трудно было представить.

Абрамцево (сейчас там музей-заповедник) расположено в 60 км от Москвы, недалеко от Сергиева Посада, в живописных окрестностях реки Вора. В 1870 году имение, ранее принадлежавшее известному писателю и критику Сергею Тимофеевичу Аксакову, приобрёл Савва Мамонтов. В летне-осенний период в усадьбе подолгу жили и создавали свои произведения выдающиеся русские художники В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие. Также там отдыхали и работали музыканты и актёры. Творческое содружество этих мастеров живописи вошло в историю искусства как Мамонтовский (Абрамцевский) художественный кружок, в котором были заложены основы национального, неорусского направления стиля модерн.

В Абрамцеве, где Валентин Серов гостил регулярно, в августе-октябре 1887 года он написал знаменитый портрет дочери мецената Веры Мамонтовой – «Девочка с персиками».

Валентин обратил внимание на живую, жизнерадостную 11-летнюю дочку Саввы Ивановича, когда та вбежала в дом с персиками и села за стол. Персики выращивались в оранжерее усадьбы. 22-летний Серов был тронут увиденным и предложил девочке позировать. Он работал над картиной в течение двух месяцев и подарил написанное полотно жене Саввы Мамонтова, матери Верочки – Елизавете Григорьевне, одной из основательниц Абрамцевского художественного кружка. Сейчас эта картина находится в собрании Третьяковской галереи.

А в другой подмосковной усадьбе Жуковка художника Василия Дмитриевича Поленова (ныне территория города Королёв, что в нескольких десятках километров от Абрамцева) в 1888 году, художник Константин Коровин пишет известную картину «За чайным столом». Кстати, Елизавета Григорьевна Мамонтова с дочерями Верочкой и Шурочкой, как и Валентин Серов, тоже часто бывали в Жуковке и, наверняка, общались.

Настоящая крепкая мужская дружба между Валентином Серовым и Константином Коровиным завязалась спустя пять лет после первого знакомства у Мамонтова. В 1889 году Коровин получил заказ на большую картину «Хождение Христа по водам» для церкви Косьмы и Дамиана в Костроме. Он пригласил Серова выполнить работу вместе:
«Серов писал Христа, я – озеро и всё остальное. Серов всегда особенно чувствовал рисунок и характер, я же больше увлекался колоритом. Мы сочетали наши особенности. Эта работа нас окончательно сблизила»
Вернувшись из Костромы в Москву, Серов переехал в мастерскую Коровина. Именно там появился знаменитый портрет Константина Алексеевича. Серов даже написал его в «коровинской» манере – размашистыми, фактурными мазками, более темпераментно, чем обычно. Под влиянием Серова Коровин использовал серо-жемчужный цвет на полотнах, особенно проявившийся в картинах времён их поездки на север. С тех пор Савва Мамонтов называл их то «Серовин», то «Коров».


Первыми по арктическому маршруту отправились Мамонтов и Витте
В 1894 году Савва Иванович Мамонтов подал министру финансов Сергею Юльевичу Витте (1849–1915)1 докладную записку, в которой, описывая богатства Русского Севера, предлагал для их освоения провести через непроходимые топи и леса железнодорожную магистраль от Вологды до Архангельска. Мамонтов брался построить её за три с половиной года.

Министр финансов, прежде чем дать окончательный ответ, решил воочию познакомиться с этим краем и предложил Мамонтову вместе с ним совершить поездку по Северу в составе специальной комиссии. Тем более, что в задачу правительства входил поиск на Мурманском побережье незамерзающей гавани для размещения там русского военного флота.
«Министерское» путешествие началось в июне 1894 года и продолжалось чуть более трёх недель. Сначала участники экспедиции плыли по Сухоне и Северной Двине до Архангельска, а затем оттуда на океанском пароходе отправились на Соловки и в Екатерининскую гавань на Мурмане, далее прошли вдоль берега Норвегии, прибыли в Финляндию, а оттуда поездом вернулись в Петербург. Витте был доволен.
Получив сильнейшее эстетическое наслаждение от увиденного на архангельском и мурманском Севере, и желая поделиться этим чувством с другими, Савва Иванович решил отправить за свой счёт в вояж по Арктике друзей-художников – Валентина Серова и Константина Коровина, недавно вернувшегося из Франции. Кстати, Мамонтов и раньше всячески поощрял и финансировал поездки Коровина. Например, в Италию и по Кавказу. Савва Иванович писал во время своего путешествия по Северу жене, что Коровин «плакал бы от восторга, смотря на эти светлые чудные тона, на этих берендеев. Какая страшная ошибка искать французских тонов, когда здесь такая прелесть…».
В мае 1894 года император Александр III дал согласие на строительство железнодорожной узкоколейной линии в один путь от Вологды до Архангельска по кратчайшему направлению, а в июне государь подписал необходимые документы. Уже в июле того же года начались изыскания и прокладка трассы будущей дороги. Получив разрешение на проведение железнодорожной ветви до Архангельска, строительство которой удачно завершилось в 1897 году, меценат и промышленник Мамонтов намеривался заранее познакомить российское общество с этим экзотическим краем. Наиболее удобной для этого случая формой стало строительство павильона Крайнего Севера на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде.

«Мы вас приговорили в Сибирь, в ссылку. Вот что: в Нижнем [Новгороде] будет Всероссийская выставка, мы решили сделать проект павильона ῝Крайний Север῝, и вы должны поехать на Мурман. Вот и Антон Серов2 хочет поехать с вами. Покуда Архангельская дорога ещё строится, поедете от Вологды по Сухоне, Северной Двине, а там на пароходе ῝Ломоносов῝ по Ледовитому океану»
Писал Мамонтов Коровину
От Ярославля до Архангельска
«Ну, Константин, сдавайся, значит, мы в эскимосы с тобой поступаем», – сказал Валентин Серов Константину Коровину перед поездкой на Север в 1894 году.
Сборы, как всегда, были короткими.
«На полу – раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, бельё, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья не беру; я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан, писать с натуры, а возьмёшь ружье – начнётся охота, и какие же тогда этюды? Беру только несколько крючков для рыбной ловли и тонкую английскую бечеву. Океан глубок, нужно захватить длинную бечеву и груз. Беру и компас…»
Вспоминал впоследствии Константин Коровин
Спустя десятилетия, уже в 1930-х годах, находясь в парижской эмиграции, Константин Коровин написал интересные мемуары о своём пребывании на Севере.
Итак, в начале августе 1894 года Коровин и Серов с научно-исследовательской экспедицией отправились в двухмесячное путешествие по Северу. Они выехали из Ярославля через Вологду в Архангельск по трассе строящейся железной дороги, потом двигались по Сухоне и Северной Двине.
«От Вологды до Архангельска ведут железную дорогу. Прямо, широкой полосой прорублены леса. Уже проложены неровно рельсы. По ним ходит небольшой паровоз с одним вагоном. Называется это – времянка. Кое-где построены бараки для рабочих, сторожки для стрелочников. Новые и чистые домики. Проехали до конца поруби и остановились в одной сторожке. Там чисто, пахнет свежей сосной и есть большая печь, а кругом бесконечные могучие леса. Там никаких дорог нет…»
Писал Коровин
Несколько дней они провели с путейцами и познали всю «прелесть» работы в полевых условиях. Писали этюды и совершали небольшие поездки на дрезине с инженерами-путейцами.
«Серов и я увидели, что днём писать с натуры нельзя: мешают мириады всевозможной мошкары, комаров и слепней. Лезут в глаза, в уши, в рот и просто едят поедом. Намазались гвоздичным маслом – ничуть не помогало. Мошкара тёмными облаками гонялась не только за нами, но и за паровозиком времянки»
Вспоминал Коровин
Однажды выбравшись в лес друзья заблудились: они искали в лесу птицу, которая чудесно пела, шли на голос и заплутали. Вышли и добрели до сторожки путейцев только на звук проходящего паровозика.


По пути в Архангельск живописцы посетили на Северной Двине глухое село Шалукта и остались им очарованы.
«Деревянная высокая церковь, замечательная. Много куполов, покрыты дранью, как рыбьей чешуёй. Размеры церкви гениальны. Она – видение красоты. По бокам церковь украшена белым, жёлтым и зелёным, точно кантом. Как она подходит к окружающей природе!»
Писал Коровин
По Сухоне и Северной Двине Коровин с Серовым добрались до Архангельска. Впервые попав в такой древний северный город, они полностью погрузились в его жизнь. Паруса, баркасы, большие и малые суда, причалы с грузами, скрип лебёдок под тяжестью поднимаемых грузов и шум работающих машин, запах рыбы и пиленой древесины. Все это было необычно для приезжего с юга человека, а для художника – тем более. Под впечатлением увиденного Константин Коровин написал несколько этюдов, среди которых «Рыбная пристань в Архангельске», «Архангельский порт» (оба – 1894). В них он проявляет врождённый колористический дар, применяет яркую, насыщенную палитру, изображая жанровые эпизоды из жизни портового города.

Коровину и Серову нравились суровость северной природы, строгость и монохромность её красок. Лишённая внешнего блеска, она располагала к особенно углубленному восприятию и помогла им вновь утвердить и развить лучшие черты своей творческой индивидуальности. Они открывали в ней бесконечное разнообразие мотивов, улавливали движение, скрытое за неподвижностью и безмолвием. Иногда это давалось с трудом. Было холодно, мёрзли руки, иногда даже застывали краски. Неяркая и неброская северная природа заставляла их искать особенные цветовые решения.
«…на Севере свет всё вбок светит – мокрый свет. Писать надо было быстро, ведь освещение могло поменяться в любой момент. Широкий мазок, беглое письмо хорошо передавали ощущение прохладного, прозрачного, очень влажного воздуха, а серебристо-серая гамма позволяла акцентировать внимание на ярких цветовых пятнах»
Так вспоминал Валентин Серов трудности работы на северной натуре
Продолжение следует
По материалам Аркадия Романова, для GoArctic
Добавить комментарий