Не всегда удаётся доподлинно установить личность позирующего, но интерес к портрету возрастает, когда это удаётся сделать. Установить личность мужчины на портрете 1643 года, выполненного выдающемся голландским живописцем Францем Хальсом помогли часы, которые были он изобразил на портрете.
Именно часы помогли установить с высокой долей вероятности и героя картины, и что за часы находятся у него в руках. Удивительно, что это удалось сделать для работы первой половины XVII века!
Атрибутировать работу удалось, проследив провенанс полотна, в результате чего учёные выяснили, что работа длительное время принадлежала одной семье. От первой владелицы портрета, Изабеллы ван Лэуверден (1696–1773) исследователи потянули нить. Изабелла была довольно известной дамой своего времени. Плюс к этому ей принадлежал ещё один портрет работы Хальса. Похожие цвета, краски, время… Второй портрет подсказал, что это парная работа, и скорее всего это члены одной семьи. А так как картины не продавались, не меняли владельцев, то логично предположили, что это непосредственные родственники Изабеллы.


Обратив внимание на часы и проследив ближайших родственников Изабеллы, учёные установили часовщиков, которые были с ней в родстве. К сожалению, их пришлось исключить из дальнейшего рассмотрения, так как единственному близкому родственнику часовщику в 1643 году (портрет датирован этим годом) исполнилось лишь 20 лет.
Продолжив свои изыскания, исследователям удалось обнаружить связь рода Лэуверден с родом часовщиков, фамилия которых на русский может произноситься как Бокельс/Бокельтс. Это были братья, довольно известные в своё время, которые владели часовыми мастерскими.
Исследователи установили семью меннонитов1, к которым принадлежала и Изабелла. Для них скромность и смирение не были пустым звуком, что объясняет отсутствие пышного Барокко на этих картинах. Часовщиков звали: Ян Бокельтс и Маттиас Бокельтс. Исследователям удалось разыскать несколько моделей часов этих мастеров. Часов от Маттиаса сохранилось меньше, чем от его брата, а судя по заключению экспертов, именно Маттиас изображён на портрете. А вот моделями Яна Бокельтса располагают некоторые музеи: один из них – Ashmolean Museum в США.




- Меннониты – последователи протестантского учения, возникшего в XVI веке как одна из ветвей движения анабаптистов. В основе их вероучения лежат идеи неприменения силы и непротивленчества ↩︎
Добавить комментарий