Регистрация владельцев интернет каналов в Роскомнадзоре

Госдума 30 июля этого года приняла закон, который обязывает владельцев информационных каналов в мессенджерах и аккаунтов в соцсетях, имеющих более 10 000 подписчиков1, передавать данные для их регистрации в Роскомнадзоре. С 1 ноября владельцы этих сообществ должны сообщить регулятору информацию, позволяющую их идентифицировать. Это в том числе касается профилей в соцсетях компаний и ИП. Не все каналы, посвящённые искусству, имеют такое количество подписчиков. 


Закон распространяется на 12 площадок: Twitch, LiveJournal, Дзен, Yappy, YouTube, Telegram, Likee, Pinterest, ВКонтакте, Одноклассники, TikTok, Пикабу. Запрещённые соцсети в список не вошли.

Подать заявку на регистрацию можно через электронную форму на сайте Роскомнадзора (пока не работает) и с 1 ноября через портал Госуслуги. Данные блогера, ИП или компании уже есть на Госуслугах, поэтому сервис сам подтягивает их в форму и предлагает проверить. После подтверждения данных – вручную вносится информация о паблике:

  • название соцсети;
  • название канала или страницы;
  • ссылку на неё.

После оформления заявки заявитель получает уникальный номер. Его нужно обязательно разместить в описании канала в течение 3-х рабочих дней и не удалять до принятия решения по заявлению. Заявителю откажут в регистрации, если он не укажет этот номер. Заявление рассматривается в течение 10 рабочих дней. После регистрации канала в Роскомнадзоре, уведомление придёт на электронную почту владельца канала, а также в его личный кабинет на портале Госуслуг.

Гладко было на бумаге… Ряд блогеров жалуется, что Роскомнадзор отказывает им в регистрации каналов, которая стала обязательной. О первых отказах сообщили политолог, автор телеграм-канала «Политджостик» Марат Баширов и экономист Михаил Делягин. Делягину Роскомнадзор отказал в регистрации четырёх его аккаунтов, которые в среднем насчитывают по 100 тысяч подписчиков. По их словам, отказ приходит без объяснения причин. Политолог, автор телеграм-канала «Политджойстик» Баширов предполагает, что проблема в том, что он добавил своё имя в графу «Название канала».

Некоторые журналисты федеральных СМИ добавили в описания своих каналов номер своей заявки. Так они продемонстрировали, что намерены работать в легальном поле. Подробно алгоритм регистрации канала в Роскомнадзоре описан «РИАМО». Закон вступает в силу с 1 января 2025 года, поэтому у владельцев каналов и страниц есть время на их регистрацию до конца года. В дальнейшем подавать заявление нужно будет в течение 10 рабочих дней с момента, когда количество подписчиков паблика превысит 10 000 человек.

При отсутствие регистрации каналов и групп их владельцу грозит штраф и ограничения деятельности:

  1. Нельзя будет монетизировать канал/страницу: просить пожертвования, продавать платные подписки.
  2. Нельзя будет размещать на канале/странице рекламу.
  3. Владелец социальной сети, в которой зарегистрирован не включенный в реестр канал/страница, будет обязан по требованию Роскомнадзора заблокировать его в течение суток.

Владельцы каналов и страниц в социальных сетях подали через «Госуслуги» более 30 тыс. заявлений о регистрации. Из них более 14 тыс. страниц уже включены в перечень Роскомнадзора. Как сообщает Роскомнадзор, владельцы персональных страниц активно регистрируются в перечне. Ежедневно в ведомство поступает более 1,5 тыс. заявок. Все заявки рассматриваются в течение 10 рабочих дней. При этом проверяется количество пользователей, правильность предоставленных данных, размещение владельцем канала номера заявки в информации о канале, отсутствие нарушений в сфере информации.

  1. Предварительно под аудиторией понимается количество подписчиков, включая ботов и удалённые аккаунты. ↩︎


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *