Подделки картин: почему они встречаются и как их избежать?

Избежать приобретения поддельных картин практически невозможно. Кажется, что реальным шансом защитить себя от подделок может быть приобретение работ с официальными экспертизами и подтверждениями подлинности. К сожалению, это тоже не всегда является защитой. Тем более, что в бюджетном сегменте такие экспертизы и заключения встречаются редко. Напомним, что в нашем законодательстве предусмотрено наказание за ложные заключения эксперта.

Глобально подделки делятся на «мошеннические» и «случайные». Случайных подделок чуть больше, хотя их цели одинаковы – обогатиться за счёт обмана. «Случайные» подделки продаются элегантнее и «честнее». К ним можно отнести, например:

  • Неизвестный автор.
  • Формулировку «Предположительно» (с оговорками).
  • Ошибка продавца или аукциона (ошибочная атрибуция по ФИО художника).
  • Ошибку эксперта.

Неизвестный автор

Здесь никто не врёт. Часто такие «неизвестные авторы» продаются с подписью «Ганзен», крупной буквой «А» (Айвазовский) в углу или с другими знакомыми инициалами, которые сфотографированы крупно и наглядно, чтобы вызвать надежду – «а вдруг?!».

Предположительно

На некоторых аукционах можно встретить формулировку «Предположительно». За такими формулировками не всегда скрываются подделки картин. Для некоторых работ действительно авторство установить трудно, но по тем или иным особенностям можно предположить. Некоторые владельцы художественных произведений не обращаются за подтверждением авторства к экспертам потому что затраты на её проведение могут быть больше последующей продажи таких работ. 

Подделки и ошибки

Все ошибаются, к сожалению, эксперты – тоже… Цена такой ошибки может быть разной. В одном случае это может быть несколько тысяч рублей, а в другом – миллионы долларов. Ошибочные и сознательно поддельные сертификаты подлинности предоставлялись и предоставляются уважаемыми экспертами не только в нашей стране. Этим грешил, например, и Президент римского Института Амедео Модильяни. В 2005–2008 годах шло расследование «дела Преображенских», когда в частной коллекции обнаружились десятки поддельных картин. Уважаемый сообществом эксперт Владимир Петров, первый вскрывший новый метод фальсификаторов – покупать на европейских торгах дешёвых западных художников, «перелицовывать» их и выдавать за более дорогих русских. Он был вынужден отозвать два десятка своих экспертиз. Различные «экспертные» подтверждения и вопрос доверия к ним рассмотрим чуть позже. Отметим ещё случаи, когда картину малоизвестного художника представляют, как работу более известного однофамильца. Часто такое случается в случае совпадений периода жизни и инициалов, и конечно ни каких сертификатов подтверждения к таким работам не прилагаются.

Каталоги подделок произведений живописи

Попытки вывести мошенников на чистую воду предпринимались не  однократно государственными и частными организациями.

  • С 2007 года в нашей стране издано несколько томов «Каталога подделок произведений живописи». Сейчас их можно найти на «развалах» и различных площадках частных продаж: avito, мешок и других.
  • Индикатор инвестиционного риска, разработанный специалистами ARTinvestment.RU
  • По предложению ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря ARTinvestment.RU публикует ряд сканов поддельных экспертных заключений, «выданных» фальсификаторами от имени отдела научной экспертизы.
  • В 2016 году Владимир Карпович Рощин подготовил «Сводный каталог подделок произведений живописи», в котором представлено около 700 работ не правильно атрибутированных.

Любому ли заключению можно доверять

Иногда при описание выставленного лота указывают, что работа была приобретена на одном из известных зарубежных аукционов и даже подтверждают это некоторыми документами. Документы на приобретение произведение искусства и документы подлинности произведения искусства – это разные вещи. Вот что говорит Егор Молчанов про атрибуцию таких картин: «Западные аукционные дома часто продавали свои работы без экспертиз, без подтверждения подлинности». 

Иногда в описане выставленного на аукцион лота указывают «На работу получено устное подтверждение Экспертного совета». Тут многое зависит от авторитета этого экспертного совета и кто на него ссылается. Одно дело – это экспертный совет самой торговой площадки и совсем другое, если это сторонняя продажа. Как можно получить подтверждение такого «устного» заключения? Просто поверить «слову джентельмена»? Аналогично сложно проверить заверение, что работа приобретена «в мастерской художника» или что-то аналогичное.

К слову о «верю» – «не верю». Очень часто в описание лота указывают «из собрания семьи художника». В этом случае очень важен авторитет аукциона. Насколько достоверно было установлено, что работу продаёт «семья художника», а не кто-то другой.

Наиболее надёжным может быть получение подтверждении подлинности от нескольких экспертов. В компаниях, выполняющих экспертизу произведений искусства, проводят не только художественную экспертизу, но и другие виды: оптическое исследование по микроскопом, рентгенографическое исследование, исследование в инфракрасном спектре и в ультрафиолетовых лучах, микрохимическое исследование состава наполнителя грунта, связующего и органических пигментов. Обычно в экспертных организациях охотно отвечают на вопросы о своих экспертных заключениях. Спрашивайте и это позволит выявить поддельные заключения.

Расскажем ещё об одном мало известном способе подтверждения подлинности произведения искусства. Мало кто знает, что некоторые комитеты и Фонды художников подтверждают подлинность работ. К ним относятся Комитет Марка Шагала (Франция), Фонда Зинаиды Серебряковой, Фонд Гелия Коржева, Валентина Сидорова и другие. Например, не смотря на отрицательное заключение, одна из поддельных работ Гелия Коржева, была продана на аукционе в США.



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *