В Великом Новгороде подсветили фрески учеников Феофана Грека

Церковь Федора Стратилата на Ручью относится к 1360–1361 годам постройки. Заложена по указу новгородского посадника Семена Андреевича. Примерно в те же годы храм расписали ученики Феофана Грека. В 1910–1912 годах храм отреставрировали, восстановили фресковый ансамбль. 

Феофан Грек – византийский и русский иконописец и мастер монументальных фресковых росписей. Он родился в Византии. До 30 лет Феофан расписывал храмы в Константинополе, Халкидоне и Галате, но ничего из этого не сохранилось. В 1370-х годах Грек приехал в Новгород, где стал известным мастером. В начале 1380-х годов он перебрался в Москву, к этому времени у него уже сформировалась своя школа. Вместе с учениками иконописец расписывал храмы Московского Кремля. Феофан Грек оказал влияние на стиль живописи новгородской школы XV века и последующей московской школы.

Каменная церковь Федора Стратилата на Ручью – воздвигнута на месте каменного храма Фёдора Тирона 1115 года. Это первый храм нового типа, итог всей предшествующей архитектуры, самый ранний из «классических» новгородских храмов XIV–XV веков. В древности храм стоял на берегу Федоровского ручья, откуда и произошло название «на Ручью». В годы Великой Отечественной войны солдаты испанской Голубой дивизии устроили в куполе наблюдательный пункт, под хорами – жильё, в пристройке – казарму. Иконостасом они отапливали помещения. Реставрационные работы храма послевоенных лет носили противоаварийный характер. В начале 1950-х годов храм был восстановлен в первоначальных формах.

Фрески церкви Федора Стратилата на Ручью отличаются от традиционного новгородского стиля. Они выполнены в красно-коричневых тонах. В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата – христианского святого, почитаемого в стиле великомучеников, чувствуется значительное влияние византийского искусства XIII-XIV веков. Фресковый ансамбль сохранился фрагментарно, причиной тому стали пожары и ремонт 1880 года, когда фрески были забелены и частично записаны масляной живописью. В куполе храма сохранилось изображение Христа Пантократора, окружённого небесными силами, и пророков, написанных в простенках между окнами барабана. Верхняя часть стен занята сценами, связанными с «подвижными» праздниками и изображениями Пасхального цикла. Особенностью росписей алтаря является замыкающийся в его пределах цикл Страстей Господних, написанных против часовой стрелки. 

«Благодаря нашим попечителям подсветку получил храм для Федора Стратилата на Ручью. Потому что это удивительный храм, жемчужина новгородского зодчества XIV века. Росписи здесь появляются не позднее 1378 года. Приходишь сюда, приезжаешь сюда, храм стоит в темноте, и внутри фрески практически не видно. Это такие терракотовые, серые фрагменты. Очень хотелось, чтобы и снаружи всеми гранями, всеми декоративными элементами эта церковь заиграла, чтобы те люди, кто въезжают в Новгород, как раз со стороны Красного поля, с торговой стороны, видели этот сияющий храм»

Cообщил генеральный директор Новгородского музея-заповедника Сергей Брюн

Проект подсветки создан дизайнером Василием Андреевым. Он уже известен проектами подсветок, которые установили у исторических объектов в Великом Новгороде и Старой Руссе. 



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *