Результаты опросов показывают, что среди посетителей музеев много молодой аудитории с хорошим материальным положением, жителей столиц или других крупных городов, активных пользователей интернета. Это предъявляет новые требования не только к экспозиции, но и к компетенции гида.
В работе музеев всё больше и больше находят применение цифровые технологии, технологии дополнительной реальности и другие инновации делают выставки и музеи доступными в любое время и из любого места. Виртуальные гиды работают через мобильное приложение, которое использует технологии машинного обучения и компьютерного зрения. Меняются предпочтения и потребности у нового поколения посетителей. Возникает вопрос: каким должен стать экскурсовод, чтобы его не заменила умная машина?

Мультимедийные экспозиции, виртуальная/дополненная реальность и другие цифровые технологии расширяют возможности повествования. Посетители могут самостоятельно взаимодействовать с экспонатами, перенестись в другие исторические периоды. Отсюда возникает логичный вопрос: Зачем посетитель приходит в музей, в котором ему предлагают виртуальные туры, а экскурсии сопровождают умные цифровые гиды, и всё это он может получить не покидая своего дома? С другой стороны, сколько не говори «Халва, халва» – слаще не станет. Значит, в музее должно быть что-то иное, отличное от виртуального путешествия по залам. Зачем посетителям в музеях слушать рассказы Фиксиков, персонажей из популярного мультфильма, об изобретениях российских учёных – электричества, радио, спутниках или квантовых вычислениях. Всё это можно посмотреть на большом экране телевизора или прослушать дистанционно не покидая уютного кресла.
Такую, дополнительную информацию можно разместить на сайте музея. Замечательно, когда в музей или на выставку приходит «подготовленный» посетитель. Работы художника можно лучше понять когда известно где и в каких условиях они были созданы. Интерес к экспонатам появляется когда понятно для чего и как они использовались. Огромные экспозиции музеев не позволяют детально остановиться на каждом экспонате. И тут становится незаменим экскурсовод. Он быстро определяет, что интересует посетителей и больше внимание уделяет именно этому. Он рассказывает о том, что не укладывается в краткий обзор цифрового ассистента. Современная аудитория готова что-то смотреть или слушать буквально несколько секунд. И если за эти секунды его ничего не заинтересовало, то он переходит к следующему экспонату или на следующую страницу виртуального музея.
Экскурсовод плавно направляет группу и обращает внимание посетителей на важные детали, которые легко пропустить при самостоятельном осмотре или не дойти до них используя цифрового гида. Парадоксально, но везде пытаются внедрить «геймификацию» – даже в финансовой сфере. Толи хотят привлечь этим внимание молодого поколения (смешно, но уже предлагают к молодёжи относить граждан до 40 летнего возраста), толи понимая низкий общий образовательный уровень и соотвествующие потребности – хоть как-то удержать внимание аудитории. Но разве толко геймификация может привлечь внимание? При посещение музея или выставки важное место занимает общение. После осмотра экспозиции гид может обсудить с участниками их впечатление от экскурсии, ответить на вопросы, обменяться мнениями. Чтобы посетители ещё раз пришли в музей или на выставку им важны эмоции и личный контакт – соревнование между собой – кто больше и лучше запомнил рассказ экскурсовода. Краткие и весёлые викторины. Посетителям будет приятно, если победитель таких мини викторин получит бесплатный билет на следующую выставку или тематическую встречу.
Многим посетителям, не только молодой аудитории, на протяжении всей экскурсии важно не только узнать что-то новое, но и рассказать об этом друзьям, поделиться впечатлениями в соцсетях, разместить на своих страницах красивые фотографии (а «умные» помощники потом будут иногда напоминать, как они хорошо провели время). Поэтому при разработке экспозиций и экскурсионных программ важно заранее продумать и подготовить фото-точки, разместить о них информацию, а гиды органично включат их в свою программу.
Добавить комментарий