Все, буквально все жалуются на то, что настали сложные времена для живописцев. Владельцы аукционов жалуются, что покупать стали редко. Художники жалуются, что им предлагают продать свои работы «за копейки». Действительно, продать что-то стало сложно. Цены на АРТ рынке упали, но даже в таких условиях покупают мало. В этой статье рассмотрим так ли на самом деле всё плохо.
Для статьи использованы данные ARTinvestment.RU. Насколько они соответствуют действительности – оставим на совести ARTinvestment.RU. Тем более, что проверить мы их не можем, да и других данных по аукционным продажам в нашей стране нет. Если кого-то интересуют конкретные значения, а не динамика изменений, то детальную информацию можно найти на сайте ARTinvestment.RU.
Временной анализируемый отрезок 2019–2023 годов обусловлен периодом динамических изменений на всех рынках: датой последнего до пандемийного периода, два года карантина и ещё двумя годами исключения на международном рынке всего связанного с Россией, и как следствие — переключение интереса российских коллекционеров к предложениям предметов искусства внутри страны. ARTinvestment.RU для взвешенной оценки все цены продаж приводит к доллару США. И мы будем использовать это при сравнении. В международной практики АРТ-рынка сравнение произведений выполняют для различных ценовых групп, по которым ранжируются мировые галереи:
- $1 до $999
- $1 000 до $9 999
- $10 000 до $49 999
- $50 000 до $249 999
Рынок так называемого «доступного искусства» очень сложный. Многие, кто на нём мог бы что-то купить для себя – довольствуются отпечатанными на специальном принтере репродукциями, копиями или заказывает картины у начинающих и пока ещё не дорогих художников под свои требования. Например, для подарка товарищу из Подмосковья – у подмосковного художника, на годовщину – работу того же года и т.д. Из личного наблюдения, отмечу, что очень не многие предлагаемые в этой ценовой категории работы бывают проданы на аукционах. Возможно, это связано с тем, что их цена выше средней психологической цены в $200. C падением интереса к массовым покупкам ряд аукционов и галерей переключились на другие сегменты рынка или закрылись. Работать в этом сегменте остались те продавцы, кто предлагал недорогое работы и ещё до 2019 года.


В диапазоне от $1 000 до $9 999 ситуация несколько лучше. Падение по всем показателям наблюдается как и в предыдущем сегменте, но это падение менее драматично. Сокращение количества художников, представленных на аукционах, связано видимо с тем, что молодые, но уже сложившиеся художники предпочитают прямые продажи или продажи через галереи. Галереи, в отличие от аукционов занимаются не только продажами произведений искусства, но и популяризацией и продвижением начинающих художников. В тоже время у сложившихся художников уже сформирован свой круг почитателей и покупателей. Также сказывается «сарафанное радио», когда знакомым рекомендует конкретного живописца. Продажи вне аукциона ещё широко практикуются несмотря на отсутствие в дальнейшем подтверждённого провенанса (история владения художественным произведением, его происхождение).


В диапазоне от $10 000 до $49 999 ситуация уже кардинально меняется. Практически по всем показателям наблюдается, если не рост, то точно выход на показатели начала анализируемого периода. То, что превышение среднего эстимейт стало падать – говорит о том, что владельцы произведений искусства и эксперты аукционных домов стали более точно определять стоимость предлагаемых лотов. Наблюдения за покупателями на различных аукционах подтверждают эти выводы: большинство лотов продаются по стартовой цене, или с её превышением на один шаг. При этом, ещё большее количество лотов так и остаются не проданными. В 2022 году числило проданных работ существенно падает. Это связано с началом проведения Специальной Военной Операции. Многие потенциальные покупатели находятся в растерянности и занимаются спасением своих, находящихся зарубежом денег и бизнеса. В 2023 году уже наблюдается рост как по количеству проданных работ, так и по их стоимости и количеству представленных художников. Это связано с увеличением зарплат и премий ИТ специалистов и так называемых «белых воротничков», которые увлеклись коллекционированием предметов искусства. Собрав свою первую коллекцию на эмоциях, они переходят к «вдумчивому коллекционированию».


Наибольшие положительные изменения наблюдаются в диапазоне $50 000 до $249 999. Многие аукционные дома стали проводить продажи «Первых имён». Как говорилось в одной из песен Владимира Высоцкого – «Где на всех зубов найти?». Как вы понимаете, «первые имена» не безграничны и тем коллекционерам, кто хотел приобрести ту или иную работу автора из числа первых имён – должен за неё побороться. У аукционных домов – ситуация обратная: не имея возможности предложить на АРТ рынок работы первых имён – они покидают данный сегмент рынка. Зато у других аукционных домов наблюдается существенный рост продаж.


Из представленных данных можно сделать следующие выводы:
- Начинающим художникам стоит попробовать сотрудничать с галлереями для формирования своего будущего.
- Молодые, но уже сформировавшиеся художники, могут добиться большей узнаваемости и как следствие востребованности более часто участвуя на различных региональных и общероссийских выставках.
- Мастера живописи и наследники покинувших нас мастеров должны объединиться, чтобы единым фронтом выступать для отстаивание достойных цен на свои произведения. Они становятся востребованными.
- Коллекционерам, имеющим в своих собраниях работы из первой сотни художников можно рекомендовать не торопиться расставаться со экземплярами своей коллекции. На АРТ рынке работ высокого уровня практически не осталось. На аукционах предлагаются за бешеные деньги этюды и даже карандашные наброски мастеров прошедших веков. Хотя, опытные коллекционеры и так знают о сложившейся ситуации на рынке премиальных художников.
Надеемся, что тенденция интереса к отечественной живописи и живописцам будет продолжена. Многие негативные события уже преодолены, а мы будем продолжать знакомить читателей с историей отечественной живопись.
Добавить комментарий