
Первых матрёшек начали создавать в 1890-х годах. В то время в России стал популярен так называемый «русский стиль». Посуду, предметы быта и интерьера стилизовали под древнерусские изделия. А в Москве и Петербурге даже открывались мастерские, которые реконструировали старинные украшения, одежду и игрушки.
Такое предприятие создал и купец Анатолий Мамонтов. В своём московском особняке в Леонтьевском переулке он открыл магазин «Детское воспитание». Его работники изготавливали и продавали деревянных кукол в народных костюмах разных губерний. Здесь трудился и художник Сергей Малютин – его называют автором первой матрешки.

По одной из версий, на создание матрёшки художника вдохновила жена Саввы Мамонтова Елизавета. В конце XIX века она побывала в Японии и привезла оттуда несколько куколок, которые вкладывались друг в друга. Согласно одной из теорий, они изображали японских богов ситифукудзин (семь богов счастья). Часть исследователей предполагает, что это могли быть традиционные куклы кокэси или дарума. Игрушки с пустым пространством внутри, куда помещали других кукол, издревле существовали и в других восточных странах – Индии и Китае.
Согласно другой теории, Малютин нашёл похожую на матрешку игрушку в Кустарном музее, где хранились изделия мастеров-ремесленников из разных губерний Российской империи.
В итоге по эскизу Малютина токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева куклу, внутри которой располагалось ещё семь фигурок. Самая большая из них изображала девушку с чёрным петухом в руках. Среди других кукол были брат с сестрой, младенец в пелёнках и девочка, которая держит в руках, по разным предположениям, горшок с кашей, корзину или каравай. Расписали фигурки художники «Детского воспитания», имена которых неизвестны. За изготовление матрёшки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию её изготовления. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе. Чаще всего игрушки делали из липы – мягкого древесного материала, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или берёзы.

Название матрёшка происходит от распространенного в России имени Матрёна. Имя Матрёна произошло от латинского «Matrona», что означает «мать семейства», по-церковному писалось «Матрона». Среди уменьшительных форм имён: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Мотуся, Туся, Муся. Все куклы имеют форму, близкую к цилиндрической, с округленной верхней частью, похожую на «кубышку». Главная особенность матрёшки – её сюрпризность: неизвестно, сколько ещё кукол скрывается внутри, пока не разберёшь её до конца. Однако Матрешку неверно будет называть просто забавной игрушкой, она является символом, наполненным глубоким смыслом. Кукла олицетворяет идею единства семьи, материнства и преемственности поколений. Каждая фигурка, скрывающаяся внутри другой, символизирует ребёнка, продолжающего род.
Роспись матрёшки – это настоящее искусство, требующее от мастера не только художественного таланта, но и большого терпения и аккуратности. Традиционно, куклы расписывали вручную гуашью или акварелью, а затем покрывали лаком для защиты от влаги и выцветания. Мастера тщательно хранили секреты своего ремесла, передавая их из поколения в поколение. Каждая матрёшка – это уникальное произведение искусства, созданное с любовью и мастерством. Существует несколько основных стилей росписи матрёшек, каждый из которых имеет свои особенности и характерные черты. Самые известные стили матрёшек:
- Сергиево-посадская матрёшка классическая, с простыми формами. Для неё характерны яркие краски – красный, жёлтый, синий, зелёный – и изображение девушки в кокошнике.
- Семёновская роспись отличается изображением букетов пышных цветов на переднике.
- Полхов-майданская матрёшка выделяется графическим стилем и использованием анилиновых красок. Здесь присутствуют яркие розы и ягоды.
- Нижегородские мастера пользовались анилиновыми красками, а вместо лака использовали крахмальный грунт.
- В Уфе популярны матрёшки в национальных костюмах и куклы, которые изображают героев национального эпоса.
- Стилистика применяемой росписи тверской матрёшки отчасти имитирует Хохлому, а её наряд, как правило, включает праздничный русский народный сарафан, передник которого украшен расположенными на чёрном фоне цветами и листьями, позолоченный головной убор (платок), а также тяжёлые бусы.
- Вятская матрёшка украшалась аппликацией из соломы, которые изображали волосы или наряды кукол. Это, пожалуй, самая нарядная кукла с яркой росписью.
В 1900 году матрёшку показали на Всемирной выставке в Париже, где игрушку наградили бронзовой медалью. После этого матрёшки стали популярны в России. В начале XX века матрёшки ещё несколько раз побывали на зарубежных выставках. Их привозили на кустарный базар в Лондоне, показывали на ярмарках в Германии, Греции и Турции. Матрёшка стала так популярна, что в 1911 году в Лейпциге начали продавать её копии, которые делали в Японии. От оригинальных их отличали черты лица и отсутствие лакового покрытия.
В России к тому времени стали делать не только традиционных матрёшек, которые изображали девушек. Специальные игрушки выпускали на заказ к свадьбам, юбилеям и другим торжествам. В 1909 году, к столетию со дня рождения Николая Гоголя, создали серию матрёшек по повести «Тарас Бульба» и пьесе «Ревизор». А в 1912 году, к юбилею Отечественной войны 1812 года, выпустили куклы с Наполеоном и Кутузовым. В каждую из игрушек вкладывали русских и французских генералов и солдат их армий.
Матрёшек не перестали делать и в советское время. В 1918 году в Москве создали музей игрушек, при котором открыли мастерскую по изготовлению этих кукол. Вскоре музей переехал в Сергиев Посад (в советское время – Загорск). Сейчас музеи этой игрушки открыты в Москве, Вознесенском, Нижнем Новгороде, Ногинске, Сергиевом Посаде и других городах.
Несколько интересных фактов:
- В Маньчжурии (Китай) есть площадь матрёшек, высота самой большой из них достигает 30 м. На ней изображены китайская, монгольская и российская девушки, символизирующие свои страны.
- Самая маленькая матрёшка имеет размер 0,19 мм (как маковое зёрнышко). Она находится в Томске, в музее славянской мифологии.
- Самый многочисленный набор матрёшек состоит из 80 фигурок, это семёновская матрёшка. Высота самой большой матрёшки в комплекте 105 см, самой маленькой – 2 мм.
- Дерево для изготовления матрёшки должно пролежать на открытом воздухе два года. Это необходимо для увеличения прочности.
- Процесс создания деревянных игрушек от бруска до готовых фигурок состоит из пятнадцати этапов.
Матрёшка – это уникальное явление русской культуры, отражающее её самобытность и душевность.


Добавить комментарий