Как удалось раскрыть кражу полотен русских художников

Криминальный арт-бизнес занимает третье место после оборота наркотиков и торговли оружием, ведь стоимость шедевров может достигать космических значений. Каждый месяц в мире похищается более тысячи произведений искусства. Но кража в Италии почти 35 лет назад стала самой крупной кражей полотен русских художников зарубежом.

В июле 1991 года в Генуе открылась выставка «Русское искусство эпохи Александра II». На ней были представлены 75 полотен Третьяковской галереи – золотой фонд коллекции: Саврасов, Васильев, Репин, Поленов… Экспозиция имела колоссальный успех. Но за 3 дня до закрытия выставки, в ночь с 25 на 26 сентября, один из залов галереи Villa Croce обокрали. Грабители вынесли 18 холстов, большинство из которых были приобретены для Третьяковской галереи лично её основателем Павлом Третьяковым. Украли и жемчужину выставки – картину Ильи Репина «Отдых», которая считается одной из вершин репинского творчества.

По утверждению итальянской газеты La Repubblica, похищенное из залов галереи Villa Croce оценивалось в 10 млрд лир. Хотя эту утрату вряд ли можно было выразить в деньгах – ведь украли то, без чего невозможно представить русское искусство. Итальянская полиция немедленно начала расследование, его контролировал сам премьер-министр Джулио Андреотти.

Шедевры в багажнике

Злоумышленники отправились на дело ночью, когда бушевала гроза. Приставили восьмиметровую лестницу к стене палаццо, открыли ставни и через окно проникли в один из залов. Датчики сигнализации не сработали: либо грабители знали, как отключить систему, либо у них был сообщник среди сотрудников музея. Грабители вынули картины из рам, спустились по лестнице и скрылись на поджидавшем у ворот музея фургоне. Из 18 украденных работ особую ценность представляли «Автопортрет» Неврева, «Приданое» Пукирева, «На окраине дубового леса» Шишкина и две работы Репина – «Отдых» и «Портрет Тургенева», написанный с натуры по заказу Павла Михайловича Третьякова. А вот работы Верещагина, Ге и Сурикова остались нетронутыми. Это было странно и наводило на серьёзные размышления.

Вообще уровень раскрываемости преступлений, связанных с кражей объектов искусства, во всём мире невысок. Исключение составляет Италия, где по таким делам работают арт-карабинеры – особое подразделение полиции по охране культурного наследия. Они вернули в музеи более 150 тыс. произведений искусства и свыше 300 тыс. археологических находок. Италия неслучайно первой среди других государств призвала полицию на защиту культурного наследия, ведь страна обладает богатейшим культурным достоянием.

К поискам полотен из Третьяковки были привлечены лучшие итальянские арт-карабинеры, которым помогали люди, владевшие полезной информацией. Несколько информаторов назвали имя Бруно Коломби – человека, который уже засветился в одном из прошлых грабежей музеев и которого кто-то заметил на выставке русских художников за несколько дней до похищения. Выяснилось также, что Бруно Коломби срочно договорился о встрече с одним крупным антикваром…
С арестом решили не тянуть: взять, а потом, что называется, «колоть». Бруно Коломби был арестован достаточно далеко от места совершения кражи – в 450 км от Генуи. 14 украденных картин были спрятаны в его автомобиле, задержанном неподалёку от города Фано в регионе Марке… К счастью, полотна не пострадали.

Куда спрятали «Отдых»?

Вскоре после того, как 14 из 18 русских картин были обнаружены в машине Бруно Коломби, арт-карабинеры нашли ещё 3 работы из Третьяковской галереи: 2 пейзажа Шишкина — «На окраине дубового леса», «Заброшенная мельница». Ненайденной оставалась лишь одна картина, самая ценная – репинский «Отдых». Полиция тщательно проверяла все выезды из города. Картину поместили на обложку буклета, который расходился по антикварным магазинам. Сбыть полотно теперь вряд ли удалось бы. Поэтому карабинеры и сотрудники Третьяковки боялись, что картину уничтожат.

Репинский «Отдых» арт-карабинеры всё-таки нашли. Случилось это 16 ноября 1991 года. Один из грабителей скрывал его на чердаке своего дома. Как правило, похитители шедевров попадаются именно на этой стадии – украсть смогли, но сбыть украденное практически невозможно.

Кому мстила мафия?

Каковы же были мотивы злоумышленников? Кто был заказчиком похищения?

В какой-то момент возникла «политическая» версия: мол, мафия Генуи таким образом расправляется со своим левым мэром. Возможно, преступный план был дискредитировать правительство города. Мол, что это за власть такая, при которой пропадают картины из дружественной России? К тому же значимые произведения искусства – хороший рычаг давления: мы вернём их, только вы должны выполнить наши требования. Например, выпустить нашего товарища из тюрьмы. Но…

Арт-карабинеры тогда сразу заявили, что это не похоже на кражу полотен с целью наживы – хотя бы потому, что так не обращаются с полотнами, которые хотят продать. Люди, которые сворачивают холст живописью внутрь, ничего не понимают ни в живописи, ни в антиквариате.

Расследования, проведённые в то время, не позволили сделать вывод и о том, что грабители охотились именно за картинами русских художников. А чего тогда они добивались? На этот вопрос арт-карабинеры до сих пор не дают ответа. Они и в 1991 году были весьма сдержанны в ответах на возникающие вопросы: мы нашли похищенное, привезли, вручили хозяевам. А всё остальное – это уже тайны профессиональные…

Найденных работ русских художников с нетерпением дожидались сотрудники Третьяковской галереи в одном из крупных реставрационных центров Италии. О том, как произошла эта встреча, вспоминает зам гендиректора Третьяковской галереи по научной работе Татьяна Губанова:

Мы кинулись к ним как к детям, которых украли и наконец-то нашли. Мы стояли над ними со слезами на глазах. Вид был страшный. Больше всего пострадали репинские работы «Портрет Тургенева» и «Отдых» – здесь на портрете жены художника было затронуто лицо

Вскоре все похищенные полотна вернулись домой в постоянную экспозицию.

Что касается Роберто Конфорти, то 30 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета РФ он был награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета. В конце прошлого века мы встречались с Конфорти в Риме за чашечкой ароматного итальянского кофе, вспоминали пережитое. К сожалению, Роберто сейчас нет рядом с нами… Он был крепким профессионалом и хорошим человеком. Но тогда, нахмурив брови и с некой неудовлетворённостью, говорил, что мотивы кражи ему до сих пор малопонятны, поскольку не укладываются в традиционную логику тех, кто занимается этим видом преступной деятельности. Но зато, широко улыбаясь, с удовольствием вспоминал свой визит в Москву и особенно посещение Большого театра…



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *