Christie`s провёл первый аукцион «Искусственным искусством»

Картина Александра Ребена «Без названия» была написана роботом за то время, пока на нее делались ставки. Фото: Christie’s

В начале февраля 2025 года в аукционном дом Christie`s прошёл первый аукцион, полностью посвящённый произведениям, созданным с использованием «искусственного интеллекта». Вокруг аукциона, который назывался «Расширенный разум» (Augmented Intelligence), а мы бы его назвали аукцион «Искусственным искусством».  На аукционе было предложено 34 лота, созданных с помощью нейросетевых алгоритмов, разгорелся скандал. Более 6 тысяч человек подписали открытое письмо, призывающее аукционный дом отменить торги. Так как программы, используемые для создания цифровых произведений, обучаются на работах, защищённых авторским.

«Почему Christie’s потворствует этим моделям, помогая продавать работы за десятки или даже сотни тысяч долларов, когда это напрямую ведёт к обнищанию обворованных художников?»

Возмущён Эд Ньютон-Рекс, исполнительный директор Fairly Trained

Невзирая на протесты, торги состоялись. Было продано 28 лотов из 34, которые принесли $738 тыс. В коллекции торгов, которую можно было увидеть на предаукционной выставке, были лайтбоксы, разные виды графики, печати, живопись и даже одна скульптура. Примерно четверть лотов были цифровыми, в формате невзаимозаменяемых токенов (NFT), что согласитесь, совсем не конкурирует с реальными произведениями искусства, а скорее предназначена для инвестирования или удовлетворения тщеславных потребностей.

Одним из хитов аукциона был робот Александра Ребена, который, пока шли торги  на этот лот, писал маслом в реальном времени картину на полотне размером более чем 3 х 3 м. В итоге это произведение было продано за $8,190 тыс., что значительно превышает стоимость оригинальных полотен многих мастеров прошлого века.

Сарп Керем Явуз, чья работа участвовала в аукционе Christie’s (продана за $8,8 тыс.), настаивает на том, что отношение к искусству, созданному ИИ, как к краже основано на непонимании сути таких работ. «Большинство изображений, созданных ИИ, являются результатом сочетания миллионов – буквально миллионов – изображений; это означает, что ни один художник не может утверждать, что изображение луга, героического рыцаря, кошки или цветка было основано на его конкретном творении», – написал он в своем заявлении. Ну, разве это не признание, что для подготовки инструмента коммерческого изготовления «произведения искусства» были незаконно использованы интеллектуального результаты творческой деятельности других людей?

Странно, что именно Christie’s, традиционно более консервативный, чем другие крупные участники арт-рынка, оказался пионером в сфере продаж искусства высоких технологий. В 2018 году Christie’s стал первым аукционным домом, который продал произведение искусства, созданное ИИ. Тогда «Портрет Эдмона Белами» коллектива Obvious был продан за $432,5 тыс. Для его создания нейросеть обучили на данных из 15 тыс. портретов, написанных в период между XIV и XX веками. Впрочем, в прошлом году за портрет английского математика Алана Тьюринга, написанный человекоподобным роботом-художницей Ai-Da, заплатили заплатили $1,32 млн на аукционе Sotheby’s. На наш взгляд, работы, созданные с использованием нейросетевых алгоритмов или вообще, с использованием любого компьютера, должны относиться к отдельной категории тиражируемого искусства как офорт или гравюра. А называться это может «Искусственным искусством».



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *