Действительно ли происходит «истощение» арт-рынка в России

На сайте РБК опубликована статья «Организаторы аукционов предупредили об «истощении» арт-рынка в России». Рассмотрим детально, каким областям Арт-рынка это утверждение соответствует.

Александр Киселевский, глава международной и крупнейшей в России площадки онлайн-торгов искусством Bidspirit, утверждает, что российскому рынку искусства в 2025 году грозит «истощение» на фоне санкций и изоляции от международных коллекционеров: «Уже сейчас многие арт-дилеры жалуются на истощение рынка, будь то нумизматика, антикварная книга или филателия». К этому стоит добавить ставшие в последние годы популярными литографии, ксилографии и другие тиражируемые изделия. Хорошо сохранившихся экземпляров на отечественном рынке действительно не так много. Но их также не много и на зарубежном рынке. Аналогичная ситуация обстоит с изделиями из фарфора и стекла. Отличие только в том, что мировой рынок произведений искусства существенно больше нашего. Но, описанная Киселевским ситуация характерна не только для отечественного рынка. Время одинаково нещадно ко всем, вне зависимости от стран, границ и континентов.

Цены на предлагаемые на аукционах предметы искусства меняются не одинаково. Наблюдается некоторое снижение на предложения среднего цехового диапазона и рост спроса на уникальные, дорогостоящие произведения. При этом в любом случае наблюдается рост «среднего чека». Александр Паничев, управляющий партнер компании «АртСреда» (отечественный аналог Bidspirit), констатирует, что оборот торгов на запущенной в 2023 году платформе вырос вдвое. Управляющий директор Московского аукционного дома (объединяет ряд аукционных домов, включая Московский, Петербургский и Аукционный дом клуба коллекционеров графики, позиционируется как отечественный конкурент Sotheby’s и Christie’s) Ольга Русакова утверждает, что объёмы аукционных торгов возросли более чем в 1,5 раза. Самый большой оборот за все время работы «Литфонда», по утверждению главы аукционного дома Сергея Бурмистрова, был зафиксирован также в 2024 году.

Участники рынка отмечают не только рост среднего чека, но также рост числа участников аукционов, и общее число проводимых аукционов. Противоположная оценка рынка наблюдается у современных живописцев. После ухода с Арт-рынка крупных коллекционеров, таких как А.Н. Ананьев, В.И. Некрасов и других, цены на живописные произведения стали стремительно падать. В первую очередь это связано с отъездом многих коллекционеров из страны, насыщением внутреннего рынка работами среднего цехового диапазона и отсутствием возможности предложить свои работы на конкурентных зарубежных площадках из-за падения интереса к российскому искусству в Европе и других странах.

В искусство пока инвестируют с осторожностью. Галерист и коллекционер Сергей Попов, основатель галереи pop/off/art, заметил, что «Растёт далеко не всё искусство – только в единичных ситуациях. И задача покупателя, желающего получить инвестицию, – найти художников, которые вырастут в цене. Умершие классики – это безусловный актив. Авторы старшего поколения – дорогие художники. С молодыми пока непонятно: здесь покажет время. Поэтому с точки зрения потенциала роста интереснее всего присмотреться к среднему поколению». При этом многие коллекционеры считают, что прибыль в этих вопросах не главное. Коллекционирование все-таки удовольствие, а доход лишь приятный бонус.

Арт-рынок переживает переломный момент. И основной вопрос не в зарницах или изоляции. «Даже если геополитическая ситуация изменится и к нам начнут поступать европейские вещи, не исключено, что те же дилеры будут поставлять их на российские аукционы», – отметил в Сергей Подстаницкий. Мы считаем, что упрощение создания так называемых произведений искусства с использованием нейросетевых алгоритмов – сделает традиционную живопись элитным продуктом. И сейчас самое время начать инвестировать в ещё сохранившиеся произведения искусства отечественных мастеров живописи.



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *