Раскрыта тайна картины «Девушка с жемчужной серёжкой»

Картина «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера считается одной из самых популярных в мире. Музей Маурицхейс (Нидерланды), где хранится шедевр XVII века, поручил нейробиологам измерить активность мозга людей при просмотре этого портрета, пишет ScienceAlert.

Для проведения эксперимента учёные привлекли 10 испытуемых, прикрепили к ним устройство для отслеживания движения глаз и шапочку для отслеживания мозговых волн. Это первое известное исследование, когда для измерения неврологической реакции на произведение искусства использовались аппараты ЭЭГ и МРТ.

Учёные обнаружили, что зритель смотря на этот протрет оказывается во власти особого неврологического феномена, который они назвали «устойчивой петлёй внимания». Взгляд зрителя автоматически притягивается сначала к глазу девушки, затем к её рту, затем к жемчужине и затем снова к глазу – и так он перемещается по кругу.

Мартин де Мунник из исследовательской компании Neurensics, проводившей исследование, объяснил, что этот эффект заставляет вас смотреть на картину дольше. «Вы будете обращать на неё внимание, хотите вы этого или нет», – сказал он.

Измеряя мозговые волны, ученые также обнаружили, что наибольшей стимуляции подвергается предклинье – часть мозга, отвечающая за сознание и личностную идентичность.

Учёные также сравнили неврологическую реакцию при взгляде на подлинную картину в музее и на её репродукцию. Они обнаружили, что эмоциональная реакция зрителя на оригинал была в десять раз сильнее, чем на постер. В комментарии The Guardian директор музея Маурицхёйс Мартина Госселинк (Martine Gosselink) заявила, что она и до эксперимента знала о более сильном воздействии реальных произведений, но хотела, чтобы это ощущение исследовали и научно подтвердили. Теперь сотрудники галереи могут с уверенностью сказать: разница в восприятии действительно есть. Смотря на подлинные картины, люди становятся ментально богаче, независимо от того, осознают они это или нет.

«Десятикратное расхождение – это огромная разница. В этом и заключается отличие, когда вы смотрите на репродукцию и на настоящую работу художника» 

Подчеркнула Мартина Госселинк

Вермеер часто сосредоточивал в своих работах внимание на одной точке, делая окружающие детали более размытыми. Однако у картины «Девушка с жемчужной серёжкой» три таких фокусных точки – глаз, рот и жемчужина. Де Мунник заявил, что было бы интересно провести аналогичные исследования и других известных картин, например, «Моны Лизы» Леонардо да Винчи.



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *