
«Мы на горе всем буржуям Мировой пожар раздуем, Мировой пожар в крови – Господи, благослови!…" А.Блок «Двенадцать»
Октябрь – месяц революций. Мосты, телеграфы, вокзалы, дворцы – трещат и сдаются политые кровью несчастных жертв истории. Шесть лет назад произошло символическое событие, эдакий «залп Авроры» 4-ой Мировой Научно-Технической Революции. Напечатанный на принтере образ, созданный генеративно-состязательной нейросетью, продан за рекордную сумму в октябре 2018 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. Произведение под названием «Портрет Эдмонда Белами» стало первым произведением искусства, полностью созданным искусственным интеллектом, которое выставили для продажи на крупном аукционе произведений искусства. Ожидалось, что оно принесёт от $7 000 до $10 000, но финальная стоимость в $432 000 стала настоящим шоком для организаторов аукциона.
Что было сначала – штурм Зимнего Дворца или «Чёрный Квадрат» Малевича? Малевич выставил свой «Чёрный Квадрат» в 1915 году. Выставил, и сам содрогнулся от реакции человечества на этот перфоманс. Он потом пытался осмыслить, что же случайно проткнул? Он написал 50 томов – толкований этой картины. Но как всегда в таких случаях автор здесь не при чём. Просто Вселенная подвинулась…
«Картина была работой алгоритма, известного как Генеративные состязательные сети (GAN), который был разработан парижским арт-коллективом Obvious. Группа предоставила алгоритму набор данных из примерно 15 000 портретов, написанных между XIV и XX веками. Генераторная часть алгоритма использовала эти многочисленные произведения искусства, для создания собственных изображений. Другая часть системы, Дискриминатор, была призвана определять разницу между рукотворным искусством и искусством, создаваемым Генератором. Этот процесс продолжался до тех пор, пока Дискриминатор не мог различить работы, и в этот момент художественный коллектив решал, что работа достаточно хороша для продажи»
«Хочу коротко отметить:
1) в этом произведении, так же как и в «Черном Квадрате» Малевича, нет никакого художественного уникального труда. Это рутинный плакат, результат работы компьютерной программы. Таких можно за пару часов нашлёпать сотни. Также как и квадратов намалевать без специального художественного образования.
2) такое уже продавалось за небольшие деньги, но прорвало именно вчера на аукционе высшей лиге и именно сейчас
3) эта картина перед аукционом крутилась и рекламировалась в интернете в соц.сетях, а не среди уважаемых стариканов экспертов, которые думали, что они контролируют мировой рынок ценообразования современного искусства
4) все сопливые рассуждения, типа: «ах, машины может и умнее и быстрее считают, зато у нас у людей есть душа. За нами искусство и любовь…»” вчера начали трещать по швам. Так как было продемонстрировано, что решения о покупке произведения искусства человеки принимают не душой, а кошельком»
Тяжела поступь революции. И как обычно первыми позиции роботам сдали интеллигенты-романтики. $432 000 – это ж какие деньжищи за компьютерную распечатку!
«...Ты лети, буржуй, воробышком! Выпью кровушку За зазнобушку, Чернобровушку... Упокой, господи, душу рабы твоея... Скучно!» А.Блок. Двенадцать
Статья подготовлена по материалам Ольги Усковой. Мы полностью согласны с её позицией.
Добавить комментарий