Шварцман Михаил Матвеевич (1926–1997) – биография

Михаил Шварцман родился 4 июня 1926 года в Москве, в семье коммерсанта Матвея Григорьевича Шварцмана и медицинского работника Рахили Исааковны Шварцман. Матвей Григорьевич был репрессирован, погиб в лагере в Нижнем Тагиле (1942 год). В связи с преследованием отца, семья Шварцманов часто переезжала. Жили в Москве, Нижнем Новгороде. В Немчиновке они жили по соседству с Казимиром Малевичем. В 1944 году Михаил был призван в армию, в строительный батальон. Подорвался на мине, был ранен, долго лежал в госпитале. Последние годы службы в армии (1947–1950) прошли на полигоне «Капустин Яр», месте секретных ракетных разработок. В 1946 году Михаил женился на Никольской Ираиде Александровне. В 1951 году у них родилась дочь Надежда.

В 1950 году Михаил поступил в Высшее Художественно-Промышленное училище (бывшее Строгановское) на монументальное отделение, затем перевёлся на отделение металла. Его учителями были П.В. КузнецовА.В. Куприн, В.Е. Егоров. Строгановку Михаил закончил экстерном, в 1956 году.

На первых курсах училища Михаил увлекался византийским и древнерусским искусством: фресками и иконами. Позднее изучал Сезанна, Матисса, Дерена. Уже в это время он начал активный поиск своего пути в искусстве. Его не удовлетворяют художественные направления официального искусства того времени. В 1957 году Шварцман переехал с семьёй в Люберцы, где он работал главным художником в павильоне «Просвещение» на ВДНХ (1957–1958). В 1960-е годы Михаил брал заказы в издательствах, плодотворно занимался рекламой, плакатом. В 1963 году, в соавторстве с Григорием Дауманом, Шварцман сделал четыре монументальных панно в МИФИ из цемента и смальты. Панно получили 1-ю премию на всесоюзной выставке монументального искусства. Но делом, на которое Михаил «полагал свою жизнь», была живопись. В конце 1950-х годов возник цикл работ «Остранение» – первый этап формирования авторской идеи, за ним последовал цикл «Лики». Это единственные циклы фигуративных работ Михаила. На рубеже 1960–1970-х годов иератизм как художественно-философская система сложился. Пользуясь языком беспредметного искусства, Михаил пришёл к оригинальной художественной манере. Беспредметные формы он трактовал как знаки, указывающие на духовную суть различных явлений мира. Отныне Михаил именовал свои произведения иературами, определяя их отличие как от картины, так и от иконы. Он всегда очень серьёзно и внимательно относился к технике живописи и материалам. Как правило, это дерево, холст, левкас, темпера. Левкас он готовил сам. В 1988 года Михаил перешёл к иературам1 большого формата, используя оргалит и темперу. В 1970 году он крестился, «Я христианин по голосу сердца», и переехал в Москву, в комнату в коммунальной квартире. Он работал в этой же комнате (у него никогда не было собственной мастерской). В 1966 году Михаила пригласили в качестве главного художника Специального художественно-конструкторского бюро Министерства лёгкой промышленности. В 1985 году к нему приехал американский актёр Гюнтер Халмер и купил ранний холст «Минна» и несколько рисунков. Это сподвигло Михаила уйти из СХКБ и полностью посвятить себя живописи. Михаил набрал группу из молодых художников, с которыми, на основе иератизма, занимался разработкой товарных знаков. Иератическую школу живописи он организовал на рубеже 1974–1975 годов в мастерской одного из учеников, в Сокольниках. Школа с перерывами и в разных помещениях просуществовала до 1991 года. Шварцман редко и неохотно продавал свои произведения и не показывал их на выставках. В 1982 году произошла встреча с Тонино Гуэрра, дружба с которым связывала Шварцмана до конца жизни. В 1995 году Гуэрра снял о Михаиле Шварцмане фильм. Творческий процесс Шварцман понимал как священнодействие, в результате которого духовный опыт получает художественное воплощение. Он использовал термин, определяющий особенности канонических выразительных средств, характерных для искусства древнего мира и средневековья, но его произведения далеки как от иконы, так и от картины. 

В 1983 году Михаил Шварцман впервые представил шесть графических иератур на групповой выставке «Акварель, рисунок, эстамп» в Московском горкоме художников-графиков. Его первая персональная выставка мастера «Михаил Шварцман. Иературы» состоялась в России, в 1994 году, в Государственной Третьяковской галерее. В том же году прошла его выставка в Министерстве Иностранных Дел, затем «Товарные знаки СХКБ 1964–1984 г.г. Художественный руководитель Михаила Шварцман» в галерее на Якиманке, а в 1997 году – в галерее «Дом Нащокина». Он участвовал во всесоюзных, московских и зарубежных выставках: в США, Голландии, Болгарии, Польше, Франции, Англии.

Работы Михаила Шварцмана находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, Музее искусства Авангарда (Женева), Фонде наследия Михаила Шварцмана (Германия).

Михаил Шварцман скончался 18 ноября 1997 года в Москве. Похоронен на Донском кладбище.

  1. Иературы – это художественные произведения авангардного искусства, роспись по дереву темперной краской, как правило картины почти с симметричной структурой, развитые по вертикали и крестообразно (изредка – по диагоналям), напоминающие изображения архангелов, мистических птиц с раскрытыми крыльями, башен. ↩︎

© 2024–2025. WorkShop VMS