Константин Юон – баловень фортуны

Константин Фёдорович Юон выдающийся российский, а также советский художник конца XIX-XX веков. В своём творчестве Константин Юон часто обращался к деревенским мотивам и древнерусской архитектуре, писал пейзажи, пронизанные удивительным прозрачным светом. Картины живописца выполнены в реалистическом стиле, которому он не изменял, хотя и жил в эпоху авангарда. Творческая биография мастера сложилась на редкость удачно: ему посчастливилось отыскать верную дорогу и не утратить оптимизма в суровую эпоху перемен.

Биография Константина Юона

Константин Юон родился 24 октября 1875 года в Москве. Необычной фамилией он обязан отцу, швейцарцу по происхождению. Интеллигентная семья отличалась радушием и с удовольствием принимала у себя многочисленную родню. Однажды кто-то из гостей дома показал маленькому Косте, как надо смешивать краски, и мальчик «заболел» рисованием. Вопрос о будущей профессии был решён однозначно. В 1892 году юношу приняли в МУЖВЗ1, на курс к Николаю Алексеевичу Касаткину.

Константин Юон учился у таких признанных мастеров, как Константин Аполлонович Савицкий и Абрам Ефимович Архипов. Он всегда отличался завидным усердием, много трудился, принимал участие в выставках. На одной из них Илья Ефимович Репин увидел работу молодого художника и произнёс: «Весело!». Константин Фёдорович всю жизнь этим очень гордился.

По окончании курса молодой человек остался в училище ещё на 2 года, чтобы поработать в мастерской у Валентина Александровича Серова. В 1890-х годах он много путешествовал по Европе, но экзотические красоты оставили живописца равнодушным. Ничто не могло поколебать его приверженности неяркому среднерусскому пейзажу. Правда, картины из серии «Ноктюрны» и знаменитый «Голубой куст» стали своеобразной «данью» модным течениям в искусстве. Но, отдав её, Константин Фёдорович немедленно возвратился к излюбленным панорамным пейзажам и пресловутым берёзкам. Впрочем, впоследствии он иногда всё же прибегал к символизму.

Конец XIX века ознаменовался триумфом – работы мастера были приобретены Третьяковской галереей. Живописец разрывался между «Миром искусства» и Союзом русских художников, так ни к кому окончательно и не примкнув.

Устав от столичного круговорота, он уехал в турне по России. В подмосковном селе Лигачёво Константин Фёдорович Юон встретил свою будущую супругу – простую девушку Клавдию Никитину. Он влюбился в крестьянку с первого взгляда. Узнав о готовящемся мезальянсе, отец художника был возмущён. Но милый, добрый нрав невестки смягчил его сердце. Пара прожила в любви и согласии почти 6 десятков лет, и лишь смерть 17-летнего сына Бориса омрачила их союз.

В 1900-м году художник открыл собственную студию, где преподавал вплоть до Октябрьской революции 1917 года вместе с Иваном Осиповичем Дудиным. Среди его учеников – целая плеяда известных личностей: Александр Васильевич Куприн, Василий Алексеевич Ватагин, братья Веснины, архитектор Николай Джемсович Колли, скульптор Вера Игнатьевна Мухина, историк балета Юрий Алексеевич Бахрушин и другие.

В 1907 году Константин Юон отправился в Париж, где работал декоратором в театре. Сергей Павлович Дягилев поручил ему оформление постановки оперы «Борис Годунов» с участием Федора Ивановича Шаляпина.

После Октябрьской революции художник остался на родине. Его мнение о свершившемся перевороте и его последствиях весьма спорно: картина «Новая планета», которую критики сочли «образом нового мира», была отнюдь не жизнеутверждающей и рождала в зрителе ощущение катастрофы космического масштаба. Зато люди у живописца получались живыми, настоящими. Он не перестал писать церкви: легендарные «Купола и ласточки» созданы в период безжалостной войны с религией.

Репрессии и нужда благополучно миновали счастливчика. В 1925 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России. В 1948–1950 годах Константин Фёдорович Юон работал директором НИИ изобразительных искусств Российской Академии художеств, находя время для занятий театральными декорациями и графикой.

Добившийся признания в ранней молодости, обласканный советской властью, Константин Юон прожил долгую и счастливую жизнь. Он до последних дней вносил свой вклад в культурную жизнь страны, много писал и преподавал сразу в нескольких учебных заведениях. Скончался живописец в 11 апреля 1958 года, его могила находится на 4-м участке Новодевичьего кладбища.

Самые известные картины Константина Юона

Для работ Константина Федоровича Юона характерен тонкий лиризм. Нарядная русская зима с её хрустальным воздухом, городские пейзажи, сияющие купола храмов и памятники древнего зодчества завораживают зрителя. Среди лучших картин Константина Юона:

  • «Голубой куст» (1908) – привлекает своими сюрреалистическими цветами, свойственными картинам импрессионистов.
  • «Мартовское солнце» (1915) – изображение искрится ярким солнечным светом.
  • «Новая планета» (1921) – монументальное произведение в духе станковой живописи, символизирующее перемену эпох.
  • «Купола и ласточки» (1921) – бескрайнее небо занимает большую часть холста. Картина исполнена ликующей радости бытия.
  • «Люди» (1923) – герои картины – узники печально известного Соловецкого лагеря.

Львиная доля работ посвящена Москве, которую художник любил безгранично.

  1. Московское училище живописи, ваяния и зодчества ↩︎


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *