Неоренессанс: как библиотеки и театры стали новой роскошью

Как стиль, переосмысливший Возрождение, одинаково полюбился монархам и буржуазии, а также научил подчёркивать статус без напыщенности

Неоренессанс – особое направление в искусстве. Понять его значение и роль в современном мире можно, только как следует погрузившись в контекст времени, когда этот стиль появился.

Промышленная и социальная революция XIX века не только повлияла на экономическое и общественное развитие в Европе, но и отразилась на философии и культуре. По всему континенту активно строились заводы с новым технологичным оборудованием, а города росли в невероятном темпе. Индустриализация способствовала появлению новой элиты: банкиров и промышленников. Им требовались новые здания – как для личного пользования, так и для общественного досуга. А эти здания, в свою очередь, нуждались в свежих идеях и средствах выражения.

Новая Европа находилась в поиске стилей, которые, с одной стороны, отражали бы современное на тот момент представление об амбициях и возможностях, а с другой – обладали бы изысканностью и статусом предыдущих эпох. Для этого деятели искусства обратились к прошлому, чтобы переосмыслить его и взять всё лучшее из наследия предков. Так в культуре возник историзм – тенденция, когда художники оформляли свои произведения в духе и традициях предшествовавших стилей и направлений. Среди множества экспериментов родился неоренессанс. Это направление просуществовало довольно короткий период, но значительно преобразило Европу.

Возрождение Возрождения

Неоренессанс – исторический стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве, существовавший во второй трети XIX – первой четверти XX века. Термин складывается из двух слов, которые означают «новое Возрождение».

Таким образом, стиль обращается к эпохе Ренессанса. Она примечательна тем, что именно в то время человек вернулся к естественному, гармоничному состоянию в отношениях с природой. Эталоном выражения искусства считались мастера Античности – Древней Греции и Древнего Рима.

Неоренессанс ориентировался на художественные формы итальянского, французского и немецкого Возрождения. Однако это было не слепое копирование исторических образцов, а их творческое переосмысление в контексте новой реальности.

Основной принцип заключался в синтезе прошлого и настоящего: у Ренессанса заимствовались идеи гармонии, симметрии и пропорциональности, а новое время добавляло в здания современные материалы и конструкции, демонстрируя оптимизм и веру в прогресс.

Новый стиль сумел ответить на запросы общества того времени. Индустриализация привела к стремительному обогащению промышленников и банкиров, они хотели жить в эстетичной городской среде и готовы были вкладываться в её создание. Неоренессанс, отличавшийся сдержанностью и элегантностью, соответствовал требованиям такой элиты.

Важно, что разбогатевшие купцы и владельцы заводов желали красоты не только для собственного жилья – прекрасны должны были быть и места, в которых они проводили время. Неудивительно, что скоро неоренессанс стал одним из главных стилей в оформлении театров, больниц, библиотек, административных и правительственных зданий.

Вместе с тем неоренессанс породил новый принцип выражения роскоши и статуса. Если раньше их демонстрировали нарочито и с некоторой напыщенностью – через этажность зданий или использование позолоты, – то теперь стали действовать тоньше. Положение людей, владевших сооружением или бывавших в нём, проявлялось в выборе материалов, декорировании фасадов, в пропорциях и деталях. Кроме того, в неоренессансных строениях можно увидеть градацию статусности внутри одного здания. Центральные части, в которых проводила время элита, оформлялись с особой роскошью. Помещения, где располагалась прислуга, – как правило, это части домов, выходившие во двор, – внешне оформлялись гораздо проще.

Классика плюс современность

Среди основных особенностей неоренессанса можно выделить следующие:

  • чёткая симметрия и поярусное оформление фасадов;
  • активное использование полукруглых арок;
  • богатый фасадный декор в виде руста (имитации камня или кирпича) и пилястр (имитации колонн);
  • использование ордерных лоджий, то есть лоджий, выполненных по строгим правилам архитектурных ордеров;
  • сочетание классических элементов с современными металлическими конструкциями;
  • использование майолики, цветных гобеленов и плотных тканей в оформлении интерьеров;
  • многоцветность, внимание к деталям и ориентация на образцы итальянского прикладного искусства XV века в предметах декора.

Эти черты проявились в ранних образцах неоренессанса: в здании Школы изящных искусств Феликса Дюбана в Париже (1830–1860-е) и Баварской государственной библиотеке Фридриха фон Гертнера в Мюнхене (1832–1843).

Классическим примером неоренессанса стала Дрезденская опера, спроектированная и построенная немецким архитектором Готфридом Земпером в 1838–1841 годах. Полукруглый многоярусный фасад с окнами-арками напоминал римский Колизей и производил сильное впечатление на современников. К сожалению, пожар 1869 года полностью уничтожил здание, и об интересной задумке мы можем судить только по сохранившимся эскизам и картинам. К образцам неоренессанса относится и фасад Библиотеки Святой Женевьевы авторства Анри Лабруста в Париже (1844–1851).

Новая Италия в Петербурге

Несмотря на то, что неоренессанс должен был стать стилем банкиров и предпринимателей, это направление пользовалось значительной популярностью и у европейских монархов, в том числе у Николая I. Во время его правления (1825–1855) в Санкт-Петербурге появились новые здания, переосмыслившие наследие Возрождения и вместе с тем удачно вписавшиеся в городские архитектурные ансамбли.

И снова главной причиной моды на неоренессанс становится удачное сочетание сдержанности и элегантности. Как и в остальной Европе, в Петербурге направление использовали для оформления общественных и административных зданий. Этот стиль считался настолько уместным, что его применяли даже для реконструкции. Ярким примером служит здание Городской думы на улице Думской, 3, в 1847 году его фасад преобразил архитектор Николай Ефимов. Параллельно он работал над двумя другими административными заказами: зданием Министерства государственных имуществ и домом министра на Исаакиевской площади. В результате все три постройки, выполненные в стиле неоренессанс, своей архитектурой отдавали дань итальянскому Возрождению.

Типичные итальянские мотивы можно встретить и в здании Московского вокзала на Невском проспекте, 85. Его возвели в 1851 году по проекту Константина Тона. В постройке прослеживаются черты ренессансной ратуши с двухъярусной башенкой и большими венецианскими окнами.

В Санкт-Петербурге неоренессанс был популярен также в архитектуре частных домов. Например, Малый Михайловский дворец на Адмиралтейской набережной, 8, был построен по заказу внука Николая I Михаила Михайловича в 1888 году. Архитектором проекта выступил Максимилиан Месмахер. Он использовал не только внешние проявления неоренессанса, но и стремление стиля к современным технологиям. В здании были все удобства того времени: газ, электричество, телефон, водопровод и канализация.

Чем интересен неоренессанс в Москве

Невероятно модный для XIX века стиль не пользовался особой популярностью в России за пределами тогдашней столицы. Тем не менее здания с чертами нового Возрождения можно встретить и в Москве. Например, Петербургский вокзал, спроектированный тем же Тоном и возведённый в 1844–1851 годах.

Типичным образцом неоренессанса в Москве можно считать и здание Московского международного торгового банка авторства Семёна Эйбушица на Кузнецком Мосту (1897–1898). «Это яркий пример, построенный с оглядкой на традиции итальянского Возрождения и римского барокко: архитектурным прототипом Международного банка в Москве послужил проект здания Банка Святого Духа в Риме (итал. Palazzo del Banco di Santo Spirito)», – рассказывает историк архитектуры, руководитель образовательной компании «Глазами инженера» Айрат Багаутдинов.

Фасад банка демонстрирует характерные черты неоренессанса: ритмичные оконные проёмы, рустовку, массивный карниз и подчёркнутую симметрию.«Всё это соотносится с представлениями о банковской солидности и государственной важности, – указал Багаутдинов. – И здесь важно понимать исторический контекст: здание было построено в 1890-х годах, когда Москва активно превращалась в столицу бизнеса и финансов. В то время архитектура банков всё чаще стремилась транслировать надёжность, респектабельность и преемственность с великими эпохами, и стиль неоренессанса подходил для этого как нельзя лучше».



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *