Искусство – это всегда личные отношения. Восхищаться можно многим, но решиться обладать – это уже гораздо более глубокое чувство. Для этого нужно расстаться с самыми ценными, свободными деньгами, за которые конкурируют все удовольствия жизни. Так зачем же люди всё-таки покупают искусство? Мы собрали истории коллекционеров и художников о том, как происходили их покупки и какую роль они заняли в их жизни.

Блок «Коллекционеры»
Коллекционирование открылось для меня как один из самых многогранных, даже интеллектуальных процессов, подразумевающий общение с художниками, наполняющий жизнь новыми смыслами и дающий понимание возможности внести личный вклад в поддержку художников и искусства вообще. Я начинала с покупки работ шестидесятников–нонконформистов, таких как Борис Свешников, Анатолий Зверев, Вейсберг, Ситников и других, но со временем поняла, что мне ближе актуальное искусство. Коллекция развивалась по мере того, как я открывала для себя новые имена. В начале нулевых я познакомилась с галеристами, которые стали моими проводниками на пути формирования коллекции. Одним из них стала Елена Селина. Для меня коллекционирование – это способ самовыражения и сохранения воспоминаний о встречах с уникальными людьми в предметах, это история моей жизни.
Я с самого детства увлекался книгой с работами Михаила Верхоланцева, которого называют русским Дюрером. Когда в 2000-х годах появились деньги, я начал коллекционировать русскую художественную гравюру. Со временем мой интерес к гравюре угас, и в 2020 году внимание привлекло современное искусство: оно более ироничное, провокационное и отражает именно момент «сейчас». Так началась личная коллекция в доме и за пару лет переросла в корпоративную коллекцию в офисе: Иван Горшков, Владимир Абих, Ирина Корина, Тим Парщиков. Я вижу, как современное искусство по-другому воздействует на сотрудников компании. Оно расширяет кругозор и воображение, вдохновляет, появляются более острые и оригинальные идеи.
Коллекционировать я начал из-за наличия лишних денег, потому что мог. Как я стал? Рецепт несложный, как рецепт блинов: я покупал и покупаю искусство. Про роль? Во-первых, искусство закрывает дырки в стене, во-вторых, я им хвастаюсь, а в-третьих, это красиво.
Искусствовед, считается, и так живёт с искусством. Но этого недостаточно. Нужны ощущения, осязание. Во-первых, невозможно не составлять свою коллекцию, трудясь галеристом. Восхищаясь лучшими работами художников пула галереи, ты порой не можешь противостоять желанию обладать ими. С этим даже приходится бороться. Полегче психологически с какими-то классными вещами других отвечающих твоему вкусу авторов в продаже на вторичном рынке: ты их просто покупаешь. Во-вторых, твоё личное собрание есть твоё послание клиентам. То, как, ты считаешь, это должно быть. Ты вовлекаешь их в свою систему ценностей и, если угодно, образ жизни. Ну и в-третьих, если в твоём жилище нет хорошего (ха-ха, что считать только) искусства, ты очень много упускаешь. Кто-то это уже понял, остальные – поверьте на слово.
Коллекционирование – естественное продолжение работы в искусстве. Моя коллекция, начавшаяся с подарков близких художников, – это разные этапы моей жизни и мысли о приятных людях. Из последних приобретений – Владимир Чернышёв и Артём Ляпин, которые во мне сильно отзываются.
Нашей семейной коллекции много лет, больше тридцати, почти столько же, сколько я занимаюсь современным искусством. В ней есть разрозненная история пополнения, следы присутствия галереи, дружбы с художниками – многие дарили нам искусство. Коллекция эклектичная, но очень личная – в ней отчасти кодифицирована моя жизнь: семья, работа, любовь, дружба. В последние годы мы с женой занялись поиском необходимых произведений, не только художников галереи (среди них – Иван Горшков, Саша Лемиш, Нестор Энгельке). Нам стало интересно фиксировать развитие искусства, какие-то значимые связи с помощью картин и объектов. Часть таких работ мы показали на недавней выставке коллекции «Картинки»: для неё часть экспонатов мы сняли со стен нашей квартиры. Но таких работ немного – коллекция обширная, стен не хватает; большая часть произведений на складах. В таком виде они всё равно радуют: нахождение в коллекции совсем не обязательно означает размещение в доме. Серьёзная коллекция как раз и возникает, когда места на стенах недостаточно. Тем не менее вещи в собрании как бы сцепляются друг с другом, образуют новые связи. Коллекция с годами становится не только портретом нашей семьи, но и самостоятельным интеллектуальным продуктом.
Я начала собирать работы около восьми лет назад, это были небольшие покупки у друзей-художников как жест поддержки. Постепенно дома начал собираться массив работ, и мне стало интересно подходить к выбору осознаннее. Я выделяю для себя этапы: например, период, когда я приобретала работы только у художников своей галереи, а потом, наоборот, поддерживала коллег через покупки в их галереях. Сейчас думаю о более масштабных объектах (мечтаю об объекте-дереве Всеволода Абазова и бронзовой гвоздике Игоря Самолета). Последнее время новые приобретения связаны с переменами в жизни: в связи с переездом во Францию мы начали покупать работы локальных авторов (рада, что успели купить холст Эдгара Сарена до его попадания в коллекцию Помпиду), а с появлением ребёнка в коллекции всё чаще встречается тема детства (работы Полины Майер и Екатерины Герасименко с сюжетами как из воспоминаний о каникулах у бабушки).
Я долгое время работала журналистом, писала об искусстве, общалась с художниками и коллекционерами, регулярно ходила на ярмарки. Практика не вешать таблички с ценами заставила меня думать, что я никогда не смогу себе позволить искусство и даже бессмысленно спрашивать, сколько это стоит. В 2019 году я пришла на Cosmoscow, подошла к Сергею Гущину из галереи Fragment, мне понравились работы художницы Данини. Узнав цену, я поняла, что это подъёмная сумма. Так началась моя коллекция, и за эти шесть лет у меня появилось около 50 работ. Коллекционирование играет важную роль в моей жизни. Во-первых, приятно окружать себя тем, что тебе нравится. Коллекционирование – это как отражение тебя, способ коммуникации с внешним миром. Мне нравится, когда работа, которая была у художника или галереи, становится моей. Я могу интерпретировать её по-своему, не всегда так, как задал художник. В этом есть элемент игры, который меня очень захватывает.

Майя Ковальски
Сооснователь, куратор центра современного искусства «Терминал A» и ярмарки графики «Контур» в Нижнем Новгороде
Моя коллекция началась в тот момент, когда я стала курировать выставки. Недавно я разбирала свои архивы – многие работы перекочевали в мою «постоянную экспозицию». В ней у меня Максим Трулов, Аня Самойлова, Ксюша Ласточка, Яна Серобабина, Ваца, Никита Пирумов, Варя Щука и Паша Бумажный. Иногда я достаю работы и буквально отправляюсь в путешествие по собственной жизни и карьере. Есть вещи настолько дорогие, что я даже не вешаю их на стены – берегу до особого момента, как фамильный сервант. Иногда коллекция пополняется просто потому, что хочется поддержать художника. Это не всегда удобно для моих квадратных метров, но, уверена, прекрасно отражается на карме. Чего и всем желаю!
Коллекцию можно мерить стоимостью, знаковыми работами, умением уловить большие движения в искусстве, а в идеале – ловить молодых художников на подъёме. Есть и самое красивое, на мой взгляд, измерение – субъективное: когда профиль коллекционера проступает в выборе работ как его иногда реальное, а иногда мечтательное изображение (воображение? отражение?) самого себя. Коллекция – это отличный инструмент самопознания.

Блок «Художники»

Александр Петрелли
Художник, один из создателей галереи «Пальто» Художник (совместно с группой «Перцы»)
Часто бывает, что после выставки в галерее «Пальто» художники дарят свои произведения. У меня, например, много покупал работ Вова Дубосарский. А сам я мало покупаю, потому что часто переезжаю и не имею такого угла, где я мог бы развесить свою коллекцию. У меня несколько работ, которые я когда-то купил для себя, и, признаюсь, две или три из них я взял на аукционе из меркантильных соображений, в надежде продать их дороже, то есть я поступил как галерист, а не как коллекционер. Если работа художника, с которым я работаю, продаётся дешевле рыночной цены, я стараюсь её выкупить или хотя бы поднять ставку.
Были договорённости с несколькими авторами на обмен, но «сделка» так и не состоялась.
Конечно, художники много дарили друг другу на день рождения или Новый год. Например, у меня есть работы Аркаши Насонова, Бори Матросова, Кости Звездочётова, Паруйра Давтяна, Мартынчиков. Их я не собираюсь продавать. Я им тоже дарил свои работы. Можно сказать, что у каждого художника есть своя коллекция. Например, огромное собрание у Кости Звездочётова, у него работы повсюду: на и в шкафах, на стенах. Как-то я был у него в гостях, он вдруг достал из папочки мою работу, которую я ему дарил много лет назад, я уже и забыл о ней сам, а он всё помнит.
Не могу сказать, что считаю себя коллекционером, но у меня есть небольшая коллекция современного искусства дома. В основном это подарки от друзей-художников, но что-то я покупала во время пандемии, когда всем очень нужна была поддержка. Основная часть коллекции выросла из практики обмена работами. Да, художники часто меняются работами. У меня в коллекции есть работы Ани Жёлудь, Жени Музалевского, Пахома, Ульяны Подкорытовой, Давида Тер-Оганьяна, Родиона Китаева, Володи Чернышёва, Тани Ахметгалиевой, Кирилла Савельева, Дмитрия Булныгина. Я бы хотела рассказать про две работы из коллекции. Первая – графика Пахома, это подарок друга на мой день рождения. И, кажется, эта работа максимально описывает мой вайб. Вторая работа – графика Тани Ахметгалиевой. Мы как раз поменялись с Таней работами, и она позволила выбрать что-то из её работ. Я выбрала эту: это аппарат по убийству чувств. Милая, весёлая работа с грустным контекстом, как я люблю.
Моя воображаемая коллекция, которую я годами мысленно собираю на ярмарках типа Frieze, состоит исключительно из Средневековья и Раннего Возрождения. Но в реальной жизни у меня тоже кое-что есть. Так как я дружу с художниками, какие-то произведения я, конечно, получаю в подарок. Но иногда меня всё же охватывает непреодолимое желание обладать какой-то вещью, и я готова её приобрести. Фавориты моей микроскопической коллекции – акварели Петра Кирюши и объекты Алексея Рюмина. Моя самая свежая страсть – работы Фёдора Максимишина. Мне кажется, то, что он делает, – это прямо квинтэссенция моих эстетических предпочтений, в одной работе собрано всё: от раннехристианского артефакта до витрины видавшего виды зоологического музея.
Моя скромная коллекция началась с графики Устины Яковлевой, с которой мы обменялись работами. Что-то мне дарят, что-то обмениваю, так у меня появились три акварели Пети Кирюши и работы моей дорогой подруги Кати Исаевой, а что-то и покупаю, как, например, бабочку Маши Обуховой, или на «Контуре» в Нижнем Новгороде я купила тиражную графику «МишМаш». Из смешного: дома у моих родителей – они живут за городом – на всех стенах висит моя старая живопись, такой музей имени меня – живописца, поэтому в своём пространстве я хочу видеть работы моих друзей и немного отдохнуть от своего художественного «я».
Моё желание коллекционировать произрастает из любви всё архивировать. Коллекция – это телепорт откровений, с её помощью ты можешь перенестись в те моменты жизни, когда ты менялся и переживал какие-то важные события. Искусство играет в моей жизни важнейшую роль, и я не могу себе представить свой дом без него, он будет пуст. Когда у меня начали продаваться картины, я стал коллекционировать работы других художников и призываю всех художников поступать так же, поддерживать друг друга!
Искусство – одна из немногих возможностей активно участвовать в формировании локальной культуры и влиять не только на настоящее, но и на будущее. Оно создаёт смыслы и образы, которые переживают своё время и становятся «сбережением» для следующих поколений: мы вкладываемся в красоту сегодня, чтобы завтра общество жило богаче и осмысленнее. Если деньги умеют работать во времени, принося проценты, то искусство приносит плоды в вечности. Именно поэтому рождаются музеи и корпоративные инициативы – поддержка культуры превращается в наследие, которое продолжает жить после нас.















Добавить комментарий