Возникшее в начале XX века направление за сотню лет изначально приобрело много оппонентов, но затем предопределило облик искусства на десятилетия вперёд.

Конец XIX и начало XX века стали временем глобальных перемен: научные открытия и новые изобретения изменили мировоззрение людей. Технический прогресс быстро отразился в философии и культуре.
Традиционные каноны в искусстве стремительно утратили привлекательность для ряда художников. По всему миру они искали способы освободиться от устоявшихся правил и передать неочевидное – то, что прежде считалось невыразимым. В этот момент зародился абстракционизм – направление, которое принципиально отличается от всего, что существовало в искусстве прежде.


Искусство без предмета
Предшественниками абстракционизма были другие направления, которые позволяли иначе взглянуть на изображаемые предметы и явления — особенно ярко это проявилось в живописи.
Но абстракционизм (от латинского слова abstractio – «удаление, отвлечение») сделал шаг, на который никто не решался никогда прежде: направление начисто отказалось от какого бы то ни было предмета как объекта произведения.
Абстракционизм иногда называют беспредметным искусством: он выражает мир вне сюжета и без подражания действительности. Вместо изображения реальности художники стали использовать абстрактные формы, линии и цвета как основные элементы, а отношения между ними и составляли композицию произведения искусства. При этом мастера стремились показать субъективность восприятия реальности.


Принято считать, что абстракционизм в искусстве, и в частности в живописи, начался с картины Василия Кандинского «Первая абстрактная акварель», созданной в 1910 году.
Существует легенда, что на написание полотна художника вдохновил случай в мастерской: когда он перевернул вверх ногами одну из своих картин и решил, что так она смотрится лучше.
Даже если эта история правдива, появление абстрактной акварели нельзя назвать случайностью. Дипломированный юрист Кандинский долгое время занимался живописью как хобби и интересовался работами современников. Знакомство с творчеством импрессионистов на выставке в Москве в 1896 году изменило его жизнь и повлияло на решение заняться искусством профессионально.
Значительное влияние на творчество Кандинского оказали работы Клода Моне. Русского художника впечатлила манера живописи французского коллеги – отсутствие чётких контуров и многочисленные световые акценты, которые, с одной стороны, передавали очертания предметов, но вместе с тем не были копией реальности. Это подтверждало мысль Кандинского: чтобы передать суть объекта или явления, необязательно на полотне изображать действительность.
Абстракционизм стал не просто направлением в искусстве, но настоящей философией. В теоретическом труде «О духовном в искусстве», написанном в 1909 году, Кандинский сформулировал принципы эстетической концепции своего творчества и всего абстракционизма. Согласно концепции Кандинского, суть искусства заключается в том, чтобы показать внутреннюю сущность предмета и явления, а для этого нужно отказаться от изображения внешней формы.


Высшей точкой развития художник считал синтетическое искусство – сочетание цвета, слова, идеи и звука, которое рождает «монументальное» произведение. Важно не просто показать эмоцию, а с помощью цветов и линий вложить какую-то мысль и задать изображению звучание. Главной движущей силой художника должен быть «принцип внутренней необходимости». Это значит, что надо не только прислушиваться к собственному ощущению, но и изучать, как цвета и формы воздействуют на зрителя, чтобы произведение создало в человеке «вибрацию души», считал Кандинский.
Работа с цветом и бессознательным
Если говорить об общих чертах, свойственных абстракционизму в разных видах искусства, то можно выделить следующие особенности:
- нефигуративность. Полное отсутствие конкретных объектов и предметов;
- геометричность. Активное использование геометрических элементов: прямых линий, кругов, квадратов и треугольников;
- колористическое выражение. Особая роль цвета в передаче эмоций и создании настроения;
- экспрессивность. Цель произведения – вызвать эмоциональную реакцию у зрителя;
- работа с элементами. Использование абстрактных форм, линий, текстур и плоскостей для создания визуального эффекта;
- символичность. Отказ от буквального изображения реальности в пользу создания символов и знаков, которые могут нести глубокий философский смысл;
- экспериментальность. Постоянное стремление к новым формам выражения, использование различных материалов и техник, включая коллажи, фотографию и видео;
- многозначность. Возможность разной интерпретации произведений разными зрителями.
Всё это можно увидеть в одном из самых знаменитых произведений абстракционизма – картине Казимира Малевича «Чёрный квадрат» (1915). Абстракционизм включает в себя множество различных течений, которые следовали общим принципам, но при этом имели некоторый акцент. Например, орфизм пытался изобразить через цвета и формы музыкальные понятия, то есть то, что не существует в реальности в виде предмета. Это течение было образовано в 1910–1920 годах французом Робером Делоне и чехом Франтишеком Купкой и названо в честь героя древнегреческих мифов музыканта Орфея.

Тогда же Пит Мондриан разработал концепцию неопластицизма: стремления к «денатурализации форм». По мнению художника, всё в природе имеет первичную геометрическую схему, которую можно выразить через перпендикулярные линии и пять цветов – белый, чёрный, красный, синий и жёлтый. В итоге в центре полотен снова оказывался не предмет.
После 1940-х годов появляется ташизм: живопись пятнами, воссоздающая бессознательное художника и также не предполагающая никаких предметов. Особенность течения в методе работы: линии и пятна наносятся на холст без предварительного плана и обдумывания, быстрыми хаотичными движениями. Один из представителей ташизма Жорж Матьё считал главным в своей технике скорость. Все эти направления – подвиды абстракционизма, который умел расщепляться на максимально специфичные, но непременно абстрактные направления.
Из картин в трёхмерную реальность
Через несколько лет после появления «Первой абстрактной акварели» и «Чёрного квадрата» художники начинают пробовать перенести принципы нового направления в трёхмерное пространство. Так, Малевич создает «архитектоны» – объёмные композиции, состоящие из геометрических фигур, врезающихся друг в друга под прямыми углами. Эль Лисицкий разрабатывает «проекты утверждения нового» – «проуны». По признанию художника, они должны были помочь создать здания для «единого мирового города жизни людей земного шара».
Долгое время к абстракционизму было неоднозначное отношение, хотя равнодушным он не оставлял никого. Одни им восхищались, другие ругали. В советской прессе после Второй мировой войны часто встречалась критика направления. С одной стороны, в запасниках музея хранились шедевры Малевича и Кандинского, с другой – посетителям галерей не объясняли, как устроены эти картины и в чём их ценность. В итоге чаще всего люди не понимали абстракционизм, из чего газеты делали вывод: направление чуждо советскому народу. А самих художников-абстракционистов, особенно европейских и американских, называли оскорбительными словами – вроде «жалких отщепенцев».

Советская пропаганда отсрочила настоящее знакомство народа с абстракционизмом, однако не могла исключить влияние направления на дальнейшее развитие культуры и представление о прекрасном. В настоящее время элементы беспредметного искусства можно обнаружить в повседневной жизни людей постсоветского пространства – в рекламе, кинематографе, аудио- и видеопроизведениях. Абстракции, вызывающие эмоции и пытающиеся достучаться до человеческой души, стали неотъемлемой частью реальности.


Добавить комментарий