Роберт Рафаилович Фальк – выдающийся русский художник-авангардист XX века, основоположник и член творческого объединения «Бубновый валет», «мастер цвета», работавший в самых разных жанрах – от портрета до пейзажа и натюрморта. Картины Роберта Фалька отличаются особой интеллигентной сдержанностью и лиричностью – это во многом обусловлено его происхождением и биографией. Творчество Фалька глубоко интровертно и эмоционально. Имя мастера золотыми буквами вписано в историю русской живописи прошлого века.

Роберт Фальк был любимым художником русских нонконформистов. Он считается предтечей неофициального искусства – в своём творчестве он сумел гармонично соединить русский модерн и авангард. При этом, его авангард не предполагал оппозиции, деклараций, идеологии и манифестов: он глубоко интимен и приватен.
Биография Роберта Рафаиловича Фалька, «тишайшего из авангардистов»
Роберт Фальк появился на свет осенним днём 15 октября 1886 года в московской еврейской семье. Его отец был юристом и известным шахматистом, редактором спортивных газет, посвящённых этой игре. Состоятельная и интеллигентная семья дала будущему живописцу многое – в доме говорили на немецком, детей воспитывали в строгой лютеранской традиции, их образованию уделялось самое пристальное внимание.

Живопись рано заинтересовала Роберта Рафаиловича. В семье к этому увлечению не относились серьезно, но и не препятствовали ему. С 1902 года Фальк стал студентом в школе-студии Константина Федоровича Юона, а далее, до 1905 года, учился у Ильи Ивановича Машкова.

С 1905 года Фальк продолжает обучение в Московском училище живописи. Его преподаватели – выдающиеся русские пейзажисты: Константин Коровин, Виктор Васнецов и Валентин Серов. После училища юный мастер входит в число основателей «Бубнового валета» – творческую группу, объединившую художников-авангардистов.

В 1910-ом году Роберт Фальк отправляется путешествовать и за год посещает несколько городов Италии. Приход большевиков к власти становится началом возвышения художника – до 1917-го года его живопись не вызывала особого интереса у публики. Революция изменила это: Фальк признан и обласкан Советской властью, занимает высокие должности, его работы экспонируются на зарубежных и международных выставках. С 1925 года мэтр находит себя в амплуа театрального художника.

1928 год – переломный для Фалька. Он уезжает в Париж изучать французскую живопись и максимально ограничивает связь с бывшими соотечественниками. Мастер полностью посвящает себя искусству, при этом лишь иногда выставляется в Салонах (Независимых, Осеннем, Тюильри), чаще – в галереях частных лиц.
В Советскую Россию мастер возвращается в ужасное время. На дворе 1937 год, в разгаре сталинские репрессии, чёрные «воронки» колесят ночами по Москве. Дамоклов меч висит над каждым. К счастью, Роберта Фалька миновал арест – во многом благодаря дружбе с героем-лётчиком Юмашевым, с которым мэтр познакомился ещё во Франции.

Власти были недовольны работой Фалька. Мастера обвиняли в формализме, его творческой деятельности препятствовали. В 1943 году на фронте гибнет сын художника, и это событие совершенно подкашивает живописца. С этого момента он начинает угасать. Положение усугубляет травля, развернутая Союзом художников – ни мэтр, ни его работы, по их мнению, не вписываются в счастливую советскую реальность. Всеми забытый, заброшенный, живописец продолжает рисовать в своей мастерской, в Москве. 1 октября 1958 года Роберт Рафаилович Фальк уходит из жизни.

Самые известные картины Роберта Фалька
Мастер написал множество работ, которые сегодня являются украшением галерей и частных коллекций. Среди них произведения разных жанров – пейзажи, натюрморты, портреты и даже театральные декорации. Самые известные картины Роберта Фалька:
- «Московский дворик» (1912). На зимнем пейзаже изображён типичный тихий московский дворик начала прошлого века. Картина написана в импрессионистском стиле.
- «Старая Руза» (1913). Одна из ранних работ мэтра, по манере близкая к Полю Сезанну. Приглушённые густые краски шедевра делают его камерным и лиричным.
- «Женский портрет» (1917). На картине изображена сидящая женщина в красной блузке. Её поза расслаблена, а лицо спокойно
- «Красная мебель» (1920). Картина появилась в сложный для мастера период. Поэтому цветовая гамма и расположение предметов вызывают ощущение тревоги.
- «Женщина в красном» (1930). Портрет любимой женщины художника – Любови Георгиевны Поплеску. Они познакомились в 1915 году, в Крыму. Ради этой женщины мастер едва не оставил свою супругу Елизавету Потехину. Но не случилось – Поплеску уже была замужем и новый брак в её планы не входил.



Добавить комментарий