Плагиат в классических видах изобразительного искусства

Тема визуального исследования привлекла меня в первую очередь по личным причинам. Посещая с детства музеи, мною встречалось много схожих, а иногда и точно таких же, мотивов в классическом изобразительном искусстве. Данное явление можно было бы связать с ограниченностью сюжетов в каждом направлении, однако, многие произведения будто повторяются вплоть до деталей. В любом случае, из-за разницы не только в странах, но в веках, установить является ли это действительно кражей, не является возможным. Но даже для гипотетических рассуждений, необходимо дать определение «плагиату» в соответствии с нынешними реалиями.

В российском законодательстве упомянут термин «плагиат» в ч. 1 ст. 146 УК РФ как синоним присвоения авторства. То бишь, общее понятие, включающее совокупность нарушений ряда личных неимущественных, а также исключительных прав. Материал в исследовании подобран по принципу отношения к классическому изобразительному искусству или же полотна, которые копируют известные академические произведения. Структурировать материал по временным периодам смысла не имеет, так как корреляции между эпохой и плагиатом как таковой не наблюдается. В связи с этим, пары изображений расположены по субъективной оценке меры схожести.

Живопись

На мой взгляд, один из самых очевидных моментов копирования в живописи это работа Никоса Сафронова. Помимо схожего мотива, скопировано всё: поза, окружение, стилистика, сам ангел.

К.Е. Маковский из серии «Русь боярская»
В.А. Нагорнов «Барыня-Сударыня»
К.Е. Маковский из серии «Русь боярская»
В.А. Нагорнов «Барыня-Сударыня»
Микеланджело Буонаротти «Голова Клеопатры»
Джорджо Вазари «Голова Клеопатры»
Тициан «Венера у зеркала»
Рубенс «Венера и Купидон»

Заимствованием занимались и великие мастера, в данном случае это является иллюстрацией слов Пикассо: «хорошие художники копируют, великие – воруют».

Лев Каменев «У плотины»
Михаил Клодт «У плотины»
Константин Маковский «Дети, бегущие от грозы»
Виктор Игнатьевич Дерюжкин «Корейские дети смело встречающие капиталистическую грозу»
Джованни Карото «Софонисба»
Джампетрино «Софонисба»

То, что представлено выше, уже не выглядит абсолютным плагиатом, как в первом примере, однако, всё ещё имеет большое количество схожих черт, которые просматриваются сквозь пелену авторства.

Патрик Уильям Адам «Утренняя комната»
Мария Щербинина «После завтрака»
Франц Винтерхальтер «Портрет императрицы Марии Александровны»
Макаров Иван Кузьмич «Портрет императрицы Марии Александровны, жены Александра II»
Леон Перро «Молодая швея»
Евгения-Мария Саласон «Рыбачка»

Тут уже с натяжкой можно сказать, что было не копирование, а автор просто вдохновился своим предшественником и, в целом, повторил лишь мотив картины или же композиционную составляющую.

Скульптура

Арт Роджерс «Щенки»
Джефф Кунс «Гирлянда из щенков»
Оксана Жникруп «Балерина Леночка»
Джефф Кунс «Сидящая балерина»

Относительно Джеффа Кунса и его откровенного плагиата, подтверждённого судебными практиками, стоит отметить возможность вероятного использования ситуации в качестве пиар хода. Очень многие произведения были скопированы полностью с работ других авторов, что вызывало череду судов и общественного резонанса. Как известно, чёрный пиар тоже пиар.

Николая Чоччасова «Река Лена»
Ивана Зуева «Река Белая»
O. Комов «Памятник Суворову»
В. Сержантов-Шульц «Памятник Суворову»

Многие современные скульпторы, выставляющие свои работы на улицах города, нередко копируют не только своих предшественников, но и современников.

Феликс Шопен «Михаил Фёдорович»
Зураб Церетели «Борис Годунов»

Церетели же в своих скульптурах не только полностью скопировал всю серию Шопена, но и внёс достаточно спорные изменения: имена с ошибками, неправильное обмундирование и искажённые черты лица.

Заключение

Подводя итоги, отметим, что апроприация в искусстве неизбежна, многие не хотят и не знают как отстаиваь своё авторское право в суде, что плодит ещё большее количество копий. Сейчас, стать повинным можно разве что украв произведение именитого автора. И даже в случае судебных разбирательств, такая ситуация может пойти на благо обвиняемой стороны, лишний раз организовав рекламу.

Так же плагиат поощряют и третьи лица, которые хотят иметь у себя дома произведение какого-нибудь именитого художника, но в силу финансовых возможностей, могут позволить себе лишь копию, зачастую низкокачественную.

«Копировка и подражание – не одно и то же. При копировке – и то копируется и это, внимание сконцентрировано на взятом мастере. При подражании же воссоздаётся общий смысл, берётся за основу лишь общее, созвучное. Главное место принадлежит здесь самому художнику, взявшемуся за подражание»

Фань Цзи, из книги «Рассуждение о живописи из Хижины, что за облаками»


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *