
Пушкинский музей представили картину Джованни Франческо Барбьери, известного как Гверчино (1591–1666), «Мадонна с Младенцем», долгое время считавшуюся утраченной. Гверчино написал эту картину в середине 1640-х годов, в период творческой зрелости. В ней встречаются характерные для работ того времени тип лица Мадонны, лёгкий наклон головы и мягко написанные глубокие тени. Мастерство Гверчино проявилось в аранжировке складок, наполняющих картину внутренней жизнью.
Провенанс картины Гверчино «Мадонна с Младенцем», по мнению сотрудников Пушкинского музея, достоин большой экранизации, причём в детективном ключе. Сто лет полотно знаменитого художника считалось утраченным.
«Мадонна с Младенцем» происходит из коллекции императрицы Жозефины, жены Наполеона, которая приобрела её у антиквара Лудовико Вариско в начале XIX века. После смерти Жозефины полотно унаследовала её дочь Гортензия Бонапарт. В Россию «Мадонна с Младенцем» Гверчино попала благодаря Александру I, который в 1820 году купил её для Императорского Эрмитажа.
Спустя 42 года картина оказалась в Москве в коллекции Румянцевского музея. После его расформирования в 1924 году коллекция западноевропейской живописи была передана в Музей изящных искусств (сейчас – Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина), но сама работа Гверчино туда не поступила. В 1925 году она была направлена в Центральное хранилище Государственного музейного фонда, а в ноябре 1928 года передана в советскую внешнеторговую организацию «Антиквариат», занимавшуюся продажей произведений искусства за границу. После этого картина исчезла из поля зрения даже искусствоведов. Считалось, что полотно могли вывезти зарубеж, но позже Мадонну обнаружили в частном собрании. С середины 1980-х годов она находилась у художника Ильи Глазунова, а затем была передана в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина его дочерью Верой Глазуновой.
«Приобретение Гверчино в нашу коллекцию – это удача. Это невероятный промысел, спасибо Виктории Эммануиловне Марковой, которая спродюсировала появление картины в нашей коллекции, потому что только провенанс этой картины – это необыкновенная история»
Отметила директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина Ольга Галактионова
Аргентинский суд предъявил обвинения в сокрытии произведения искусства дочери нациста, который украл картину во время Второй мировой войны. Патрисию Каджен и её супруга отправили под домашний арест в связи с расследованием дела о том, что они препятствовали поиску картины XVIII века, украденной 80 лет назад.
Увидеть «утраченную» картину XVII века «Мадонна с Младенцем» можно до 14 сентября в Главном здании музея в проекте «Новые шедевры Пушкинского», а затем она займёт своё место в постоянной экспозиции..


Добавить комментарий