
В исследовании Art Market Report, опубликованном в начале апреля 2025 года, которое ежегодно выходит по заказу ярмарки Art Basel и её партнера банка UBS – продажи на мировом арт-рынке искусства и антиквариата падают второй год подряд. В 2024 году они снизившись на 12%, примерно до $57,5 млрд. Это третье по величине сокращение глобального рынка произведений искусства за 15 лет. Более сильное падение наблюдалось только во время рецессии в 2009 году (минус 36%) и пандемии COVID-19 в 2020 году (минус 22%). По сравнению с прошлым годом снижение продаж увеличилось в 3 раза –с 4% до 12%.
Продажи упали почти во всех регионах, причём больше всего пострадал Китай, где сокращение составило 33% по отношению к 2023 году. Выше среднего уровня падение продаж в Южной Корее – на 15%. Во Франции и Италии продажи упали на 10%. В США, крупнейшем в мире рынке искусства, тоже зафиксировано существенное снижение продаж – на 9%. Британия, сохраняющая позиции второго по величине рынка произведений искусств в мире, отметила падение на уровне 5%.
Несмотря на снижение в стоимостном выражении, количество сделок, совершаемых на глобальном рынке произведений искусств, выросло на 3% – до 40,5 млн в 2024 году. Объясняется это повышением активности в более доступных ценовых сегментах.
По словам руководителя исследователей Клэр Макэндрю, рынок не увядает, а перестраивается. Главным фактом на сегодня аналитики называют спад продаж в верхнем ценовом сегменте из-за «сохраняющейся геополитической напряжённости, экономического давления и изменения покупательского поведения». Лоты дороже 5 млн долларов, даже если это работы Пикассо или Уорхола, расходятся неохотно. Зато на рынке с ценами до 50 тысяч долларов наблюдается активный рост. Это прежде всего касается небольших галерей с годовым оборотом до 250 тысяч долларов, которые увеличили продажи на 17%. Существенно пострадал некогда процветавший сектор современного искусства: продажи на аукционах в этом сегменте в 2024 году сократились на 36% – до $1,4 млрд, что является самым низким показателем с 2018 года. При этом частные продажи через аукционные дома показали рост на 14%.
После всплеска онлайн-продаж, вызванного пандемией, в 2024 году доля онлайн-продаж составила 18% от общей рыночной стоимости, что вдвое больше, чем до пандемии.
Также отчёт подчеркивает успех художниц, продажи которых составили 42% общей выручки, и рост доли новых покупателей увеличился до 44%. Исследователи отмечают изменение предпочтений покупателей. «Теперь все хотят купить кого-то, о ком уже слышали. Неизвестное больше не возбуждает аппетита».
«Молодые больше не покупают картины. Пузырь цен на современное искусство лопнул. Теперь мы зависим от старых коллекционеров, которые предпочитают модернизм и послевоенное искусство… Но многим из них за 60–70, и я беспокоюсь о том, как будет выглядеть арт-сцена через десяток лет. В то же время мы знаем, что есть большая доля богатых людей, которые не имеют опыта приобретения искусства; как до них достучаться – вот проблема, которая стоит перед дилерами»
Сказал, размышляя о будущем арт-рынка, один из дилеров
Добавить комментарий