Валентину Сидорову сегодня исполнилось бы 97 лет

97 лет назад в небольшой тверской деревне родился Сидоров Валентин Михайлович – художник, писатель, преподаватель, Гражданин России и большой патриот своей Родины! Вспоминая о жизни и творчестве Валентина Михайловича публикуем о нём статью сотрудника Тверского художественного колледжа им. А.Г. Венецианова Евгении Анатольевны Пегаркиной. Особенно, обратите внимание на цитаты, подобранные Евгенией.

Композиция смыслов в творчестве Сидорова В.М.

«Застигнут детством, некуда бежать…»
(Гэрибсэс Фэхрэддин)

Как отметил Л. Выготский в своём труде «Психология искусства», чувство прекрасного заложено в человеке от рождения, а мы добавим, что каждый человек может и должен уметь отличить оригинал от подделки. Нравственными основами творчества В.М. Сидорова, заложенными в каждой его работе, можно считать восхищение окружающим миром и его искренней трепетностью. Каждая работа представляет собой попытку осмысление красоты и правды мира. 

Многие искусствоведы отмечали, что работы художника не поднимали социальных проблем. Однако сегодня, в эпоху ускользания смыслов, полотна В.М. Сидорова оказываются в большей мере концепций злободневности, поскольку говорят о самой жизни в её истинном облике. На фоне общего снижения уровня духовно-нравственной культуры, потери основ творческой профессиональной деятельности, которые и определяют поиски художника-творца, наследие В.М. Сидорова становится особо значимым.

На первый взгляд, сюжеты картин Валентина Сидорова просты: спешащая в школу деревенская детвора («Апрель. В школу»), скачущие по лужам ребятишки («В начале мая»), идущий с работы крестьянин с собачонкой («Счастливые»), играющие дети («Качели», «Прятки, «На тёплой земле»). Сам Валентин Михайлович говорил, что «на полотне ничего особенного и не происходит. Это моя бабушка сажает рассаду, а сестрёнка стоит и смотрит. Но картину эту можно поставить эпиграфом ко всему, что я делаю. Ведь всё, что я пишу, берёт своё начало на тёплой земле». Через простые сюжеты художнику удаётся показать, насколько сложен окружающий нас мир.

Духовные истоки творчества В. Сидорова связаны с родными местами: художник родился в деревне Сорокопенье Тверской губернии в 1928 году. Потом переехал в Москву и получил образование в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств. Каждое лето художник приезжал на родину матери, в деревню Коровино. Большая часть картин связана с воспоминаниями о деревне и особенных событиях, церковных праздниках и судьбах местных жителей. 

Многое в искусстве Сидорова предопределено его чуткостью к «духу времени», хранящемуся в культуре простого бытования. Органическая цельность его работ опирается на ценностные смыслы, заложенные сферой христианского мировоззрения, когда рисуемые образы природы и людей не содержат во внешнем проявлении явно религиозного, однако все пронизаны им.

При оценке сюжетов работ В.М. Сидорова усматривается подтверждение находящихся в душе художника представлений об иерархии смыслов и ценностях жизни. Художник их выстраивал в соответствие с опытом жизни. И действительно, каждый, кто обращается к творчеству В.М. Сидорова, непременно проявляет интерес к его жизненному пути. Художник вспоминал: «Мы военное поколение. Я мальчишкой был, когда война началась. И у меня постоянное желание сказать о том времени, когда мы провожали мужиков на фронт. Это было время тишины, когда деревня словно замирала, и взрывов плача. Помню, как по деревне парни ходили и пели: «Последний нонешний денёчек гуляем с вами мы, друзья». Есть такой старинный русский напев. У нас ушли из деревни 35 человек, а вернулся один…Хотелось рассказать о том времени, как я отправился в Москву пешком, когда фашистов прогнали. Зимой, в мороз, мы с мамой на салазках пошли. Ещё догорали избы. Всё время вспоминаю Завидово, которое мы проходили. Там сгорел дом, где жили наши родственники. Эти эмоции не оставляют меня. Хорошо помню 22 июня 1941 года. Мы с утра с ребятишками собрались с корзинами ловить щурят, которые в лесных заводях водились. Был звонкий день, кукушка куковала, и все кричали: «Сколько мне жить?». «Жи-и-ить, жи-и-ить», – раздавалось эхо. Кругом всё благоухало, цвело, летали стрекозы, ласточки, бабочки… Всё жило. Вместо щурят мы наловили утят. Целую корзину – пушистых, жёлтеньких. Несём домой радостные, что сейчас обрадуем всех своим уловом. Входим в избу – тишина. Народу много. Кто-то плачет, бабушка сидит за столом с тяжёлыми тёмными руками. «Началась война, – говорят, – война, война». Сразу рухнуло всё детство… (из интервью «Известия» 04.05.2018).

Невероятный по многообразию жизненный опыт художника, полученный в столкновениях с противоречивостью мира и при осознании присутствия в нём одновременно проявлений добра и зла, постоянная дуальность жизненного пространства сформировали особую палитру смыслов творчества В.М. Сидорова. Художник прикасается к истории через события простой русской жизни и воплощает правду о ней. Не случайно художник избирает путь ограничения и отбора, приходя таким образом к созданию более цельной, содержательной темы. Как мыслитель и философ, художник открывает сокровенное и глубокое в каждом мотиве, через который можно передать состояние природы и сопричастность человека вечной жизни («На лужке», «Берёзовый ветер», «Сенокос», «Откуда берётся речка Дубровка).

В отношении форматов, которые художник определят для своих работ, можно отметить, что здесь обнаруживается крепкая связь между содержанием произведения и композицией картины. Несомненна связь крупных прямоугольных (горизонтальных и вертикальных) форматов с индивидуальным темпераментом В.М. Сидорова. Широкий и свободный мазок художника проявляет масштаб и фундаментальность его взглядов. Выработанная художником определённая визуальная привычка рассчитана для восприятия сюжета с расстояния и даёт возможность зрителю ощутить сопричастность происходящему. При горизонтальном прямоугольнике зритель прогуливается взором по картине: это идеальное решение для просторных пейзажей в повествовательной композиции. Художник удобно располагает события с большим количеством персонажей. Но для того, чтобы подчеркнуть изящество, устремлённость ввысь, художник использует формат, вытянутый по вертикали. Он лучше всего передаёт стройность фигур в полный рост, величественность высоких форм, высоту полёта…

Творческая самобытность работ Валентина Михайловича Сидорова нашла признание среди профессионального сообщества уже в период активной творческой деятельности художника. 

Гелий Коржев так говорил о творчестве В. Сидорова: «Передать чувство Родины совсем непросто. С тем большей благодарностью относится зритель к художникам, которым это дано. К ним, несомненно, принадлежит и Валентин Михайлович Сидоров. Ненавязчиво, через тонкое ощущение сопричастности, сопереживания входит в нас с его холстов Родина.

Это вы видели сенокос, это вы слышали скрип качелей, это вы видели тёплый вечер в деревне со старушками на лавочке – и чувство родной земли крепнет в вас. Художник уходит в жизнь, он разбудил в вас это ощущение, сделав свои картины – вашими. Небо, лес, поле, дорога, трава – всё твоё, и всё интересно, и великая Родина мягко обнимает тебя, обдувая пахучими ветрами…

В мире, где гремят угрозами миллионы транзисторов, без умолку ревут моторы, заглушая порой слабые человеческие голоса, нам нужны эти простые ценности. Красота родной земли всё более становится фактором гражданского и социального звучания. В утверждении этого – смысл деятельности талантливого художника.

Тема детства у него при всей кажущейся простоте совсем неоднозначна. Это и мысли художника о детстве, обращённые к взрослым людям, и картины из жизни детей, их игры и проблемы, их взгляд на мир, творческое познание мира глазами ребёнка. Наверное, определённая детскость необходима любому художнику. И тот художник, который дольше и в большей чистоте сохранит эти широко и непредвзято раскрытые глаза ребёнка, будет близок сердцу…»

Алексей Грицай писал, что «когда мысленно оглядываешь всё, созданное Валентином Михайловичем Сидоровым, предстаёт обетованный край, где нет горя, трагических утрат, гибельных страстей, страданий. Всё исполнено радостью, светом, и лишь иногда находит облако лёгкой печали и грусти. Изображённое как бы удалено от нас во времени и объединено одним духовным строем. Этот обетованный край – тверская земля…»

Виктор Иванов отметил, что «почти во всех пейзажах В.М. Сидорова присутствуют изображения людей: детей, женщин, стариков… Пейзаж для Сидорова – не бегство художника от жизни к природе. Нет. Природа и человек для него нерасторжимы, без человека нет полной гармонии в природе. Здоровье, доброта, лучезарность, народность – высокий дар для художника. Валентин Сидоров им наделён сполна. 

Сидоров по своему дарованию – истинный пейзажист, но он создал ещё, может быть, более значительные, чем пейзажи, жанровые картины. Картины народные, с точным отражением времени и всегда с сердечной болью за судьбу русского человека: «Гроза прошла», «На тёплой земле», «Качели», «Пора безоблачного неба», «Сеятели», «Колокол. Тишина», «Миром», «Возле старых сараев», «Прятки», «Моя школа», «День Победы». Всё своё творчество Валентин Сидоров посвятил Родине и передал эту любовь чистым языком высокого искусства».

Борис Угаров заметил, то «вопрос творческой цели и средств её достижения волнует любого профессионала. И оценивая произведения своих собратьев по искусству, как правило, стараешься понять, как, с помощью чего автору удалось достойно воплотить волнующие его мысли и чувства. Мы нередко отмечаем у одних живописцев эффектное композиционное решение, у других – выразительность цветового строя или смелый новаторский подход к выбору сюжета, темы. Когда же я встречаюсь с работами Валентина Сидорова, профессиональный анализ уступает место зачарованному созерцанию, так он затрагивает глубинные струны души, то, что порой запрятано в самом сердце, временами кажется давно забыто, а на самом деле неразрывно связано с лучшим из прожитого, что было и есть в человеческой жизни. 

Зная Валентина Сидорова уже давно, я всегда ценил в нём целостную личность, по-русски гармоничную в своём мировоззрении, в своих творческих и гражданских принципах, в своих отношениях к людям, природе и миру. Это истинно русский художник, в котором горит огонь высоких гуманистических традиций великого искусства, русской культуры и русской души».

В заключении отметим, что творчество Валентина Михайловича Сидорова, его наследие и его высказывания могут являться точными ориентирами, на которые может или даже должна ориентироваться и русская живопись, и русская культура, если они хотят сохранить свою самобытность. 



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *