Ге Николай Николаевич
Николая Ге работал над полотном «Тайная вечеря» в Италии после окончания Академии художеств. Он перебирал разные варианты композиции и даже лепил фигуры из глины, чтобы лучше понимать тонкости освещения персонажей. Когда полотно привезли в Петербург, его сразу же купил Александр II, заплатив 10 тысяч рублей серебром. Сейчас эта работа находится в Государственном Русском музее.
«Тайную вечерю» Николая Ге много обсуждали, настолько необычной была трактовка известного евангельского сюжета. Традиционно всех участников действа изображали сидящими за столом, с достаточно спокойными лицами (вспомните фреску Леонардо да Винчи). Но у Ге показан этот каноничный момент более человечно: Иуда, окутанный темнотой, демонстративно уходит, Иисус изображён в момент глубокой задумчивости, Пётр и Иоанн не могут сдержать эмоций от предательства.
Авторское повторение картины для мецената Козьмы Солдатёнкова мало чем отличается от оригинала по композиции и цвету, но есть разница в размерах – вариант из Государственной Третьяковской галереи меньше, чем оригинал в Русском музее. Ещё одна авторская копия находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

Государственный Русский музей

Государственная Третьяковская галерея
Куинджи Архип Иванович (1841–1910)
«Лунную ночь на Днепре» Архип Куинджи повторял многократно: разные варианты есть в Русском музее, Третьяковской галерее, Симферопольском художественном музее, Астраханской картинной галерее им. Павла Догадина и в других музеях. Успех картине принёс её необычный колорит – волшебное сочетание чёрного и фосфорического зелёного цветов. Полотно буквально гипнотизировало зрителей. Когда Куинджи устроил в Петербурге выставку одной этой картины, на неё выстраивались очереди. Публика ломала голову – где Куинджи взял такие «дьявольские краски». Архип Иванович действительно много экспериментировал с пигментами, в частности добавлял в них битум, который сегодня активно используется в строительстве.
Великий князь Константин Константинович увидел эту картину Архипа Ивановича в его мастерской и сразу, не торгуясь, забронировал её за собой за пять тысяч рублей. Расставаться с картиной он не хотел даже на время путешествий. В течение двух лет, с 1880 по 1882 год, полотно на фрегате вместе с князем «посетило» Алжир, Италию, Грецию, Мальту и другие страны. Это сказалось на её состоянии – в некоторых местах испортился красочный слой. Куинджи лично занимался его восстановлением.
Авторские повторения картины мало отличаются друг от друга. Везде мягко и спокойно под лунным сиянием течёт величественный Днепр. Картину, которая хранится в Третьяковской галерее, с момента её создания и до смерти Архипа Ивановича находилась в его мастерской.

Государственный Русский музей

Государственная Третьяковская галерея
Поленов Василий Дмитриевич (1844–1927)
Павел Третьяков приобрел полотно «Московский дворик» с шестой выставки передвижников. Когда Василий Поленов увидел свою работу в музее, он попросил у Третьякова разрешения доделать работу – добавить больше воздуха. Третьяков желание Поленова одобрил, картина была доработана.
В этой работе Василий Поленов запечатлел «Московский дворик» в один из ярких солнечных дней. На первый взгляд, сюжет картины очень прост. Всё обыденно, каждый персонаж занят своими делами: ребёнок на переднем плане с упоением рассматривает найденный цветок, за ним двое малышей возятся с кошкой. Позади к курам идёт женщина с ведром, рядом терпеливо ожидает хозяина лошадь. Но в этом типичном дворике изображено ощущение спокойного каждодневного счастья.
Поленов создал несколько авторских повторов своей работы. Один из них он подарил писателю Ивану Тургеневу, который его разместил у себя дома во Франции (сейчас он хранится в музее писателя в Буживале). Вариант, который Василий Дмитриевич отдал своему другу, врачу Ивану Трояновскому – хранится в Русском музее. Этой версию картины отличает то, что в ней совсем нет людей.

Государственная Третьяковская галерея

Государственный Русский музей
Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897)
Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» стала звездой первой выставки передвижников. Однако Павел Третьяков купил её ещё до открытия выставки у Алексея Кондратьевича за 500 или 600 рублей прямо в его мастерской (как он обычно и делал).
Сохранилось несколько повторений картины Саврасова «Грачи прилетели». Они одновременно похожи и не похожи друг на друга. Везде изображена ранняя, промозглая весна, в каждом варианте похожий жемчужно-серый колорит, изогнутые берёзы, птицы и постройки. При этом каждый раз по-новому написаны стволы деревьев, здания и грачи. Возможно, Алексей Кондратьевич каждый раз, работая на новым вариантом картины, обращался к разным пленэрным зарисовкам ища более выразительное воплощение.
Сразу после передвижной выставки свой вариант картины пожелала иметь императрица Мария Александровна. Сегодня это полотно считается утраченным. В другом варианте из Русского музея меньше деталей, меньше птиц, зато чуть больше свободного пространства между деревьями.

Государственная Третьяковская Галерея

Государственный Русский музей
Сидоров Валентин Михайлович (1928–2021)
У Валентина Сидорова можно встретить много авторских повторов картин. И это не удивительно. Каждое из этих замечательных полотен достойно находиться в лучших музеях. К сожалению, не все из них мы можем увидеть, многие из них находятся в запасниках или в частных собраниях. Расскажем про две работы, которые связаны с воспоминанием о Великой Отечественной войне и двумя крупными музеями нашей страны. Завершив ремонтные работы, директор Государственной Третьяковской галереи попросил Валентина Михайловича написать повторы шести работ, в том числе находящиеся в Государственном Русском музее «День Победы», «Колокол тишина», «На тёплой земле» и другие. Авторские копии работ были выполнены. Они отличались от находившихся в Русском музее не только по размеру, но и в композиционном плане. Выполняя авторские повторы картин, Валентин Сидоров всегда вносил в них цветовые и композиционные изменения. К сожалению, когда работы были завершены, в Третьяковскую галерею был назначен новый директор, который не проявил интерес к этим работам и авторский повтор картины «День Победы» сразу приобрёл Алексей Ананьев для Института Русского Реалистического Искусства. Дальнейшая судьба этой работы неизвестна, возможно, она однажды займёт своё достойное место в залах Третьяковской галерее. А самое большое собрание работ Валентина Сидорова представлено в постоянной экспозиции тверского музея живописи В.М. Сидорова «На тёплой земле».

Государственный Русский музей

Институт русского реалистического искусства



Федотов Павел Андреевич (1815–1852)
Полотна Павла Федотова имели колоссальный успех на выставке 1849 года. В отличие от большинства картин художников-академистов, работы Федотова были лёгкими, ироничными, обыгрывали знакомые всем бытовые сюжеты. Но за их внешней простотой таится огромный труд. Для картины «Сватовство майора» Федотов написал десятки эскизов, в которых долго раздумывал над поворотами фигур и выражениями лиц главных персонажей. Почти все элементы на полотне написаны им с натуры – деньги тратились на натурщиков, и даже настоящее платье невесты было специально сшито на заказ.
Первую версию картины «Сватовству майора» (находится в Третьяковской галерее) купил коллекционер Фёдор Прянишников. Федотов продешевил: отдал работу всего за тысячу рублей, но он был очень стеснён в средствах. Бедность преследовала Павла Андреевича на протяжении всей жизни. На оригинальном полотне очень много деталей: тщательно выписанная люстра, затейливые узоры на скатерти и потолке и фигурные кронштейны.
Авторский вариант был написан несколько лет спустя (находится в Русском музее), и в нём значительно меньше живописных подробностей. Вероятно, Федотов не хотел отвлекать зрителя от главной идеи полотна – социальной проблемы неравных браков. По этой же причине чуть изменена фигура майора, который крутит в соседней комнате ус. В отличие от оригинала, где военный показан статным мужчиной, в авторском повторении у майора заметен небольшой животик, и черты лица выглядят менее привлекательно.

Государственная Третьяковская галерея

Государственный Русский музей
Добавить комментарий