Сравните авторские копии известных художников

Ге Николай Николаевич

Николая Ге работал над полотном «Тайная вечеря» в Италии после окончания Академии художеств. Он перебирал разные варианты композиции и даже лепил фигуры из глины, чтобы лучше понимать тонкости освещения персонажей. Когда полотно привезли в Петербург, его сразу же купил Александр II, заплатив 10 тысяч рублей серебром. Сейчас эта работа находится в Государственном Русском музее.

«Тайную вечерю» Николая Ге много обсуждали, настолько необычной была трактовка известного евангельского сюжета. Традиционно всех участников действа изображали сидящими за столом, с достаточно спокойными лицами (вспомните фреску Леонардо да Винчи). Но у Ге показан этот каноничный момент более человечно: Иуда, окутанный темнотой, демонстративно уходит, Иисус изображён в момент глубокой задумчивости, Пётр и Иоанн не могут сдержать эмоций от предательства.

Авторское повторение картины для мецената Козьмы Солдатёнкова мало чем отличается от оригинала по композиции и цвету, но есть разница в размерах – вариант из Государственной Третьяковской галереи меньше, чем оригинал в Русском музее. Ещё одна авторская копия находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева

Куинджи Архип Иванович (1841–1910)

«Лунную ночь на Днепре» Архип Куинджи повторял многократно: разные варианты есть в Русском музее, Третьяковской галерее, Симферопольском художественном музее, Астраханской картинной галерее им. Павла Догадина и в других музеях. Успех картине принёс её необычный колорит – волшебное сочетание чёрного и фосфорического зелёного цветов. Полотно буквально гипнотизировало зрителей. Когда Куинджи устроил в Петербурге выставку одной этой картины, на неё выстраивались очереди. Публика ломала голову – где Куинджи взял такие «дьявольские краски». Архип Иванович действительно много экспериментировал с пигментами, в частности добавлял в них битум, который сегодня активно используется в строительстве.

Великий князь Константин Константинович увидел эту картину Архипа Ивановича в его мастерской и сразу, не торгуясь, забронировал её за собой за пять тысяч рублей. Расставаться с картиной он не хотел даже на время путешествий. В течение двух лет, с 1880 по 1882 год, полотно на фрегате вместе с князем «посетило» Алжир, Италию, Грецию, Мальту и другие страны. Это сказалось на её состоянии – в некоторых местах испортился красочный слой. Куинджи лично занимался его восстановлением.

Авторские повторения картины мало отличаются друг от друга. Везде мягко и спокойно под лунным сиянием течёт величественный Днепр. Картину, которая хранится в Третьяковской галерее, с момента её создания и до смерти Архипа Ивановича находилась в его мастерской.

Поленов Василий Дмитриевич (1844–1927) 

Павел Третьяков приобрел полотно «Московский дворик» с шестой выставки передвижников. Когда Василий Поленов увидел свою работу в музее, он попросил у Третьякова разрешения доделать работу – добавить больше воздуха. Третьяков желание Поленова одобрил, картина была доработана.

В этой работе Василий Поленов запечатлел «Московский дворик» в один из ярких солнечных дней. На первый взгляд, сюжет картины очень прост. Всё обыденно, каждый персонаж занят своими делами: ребёнок на переднем плане с упоением рассматривает найденный цветок, за ним двое малышей возятся с кошкой. Позади к курам идёт женщина с ведром, рядом терпеливо ожидает хозяина лошадь. Но в этом типичном дворике изображено ощущение спокойного каждодневного счастья.

Поленов создал несколько авторских повторов своей работы. Один из них он подарил писателю Ивану Тургеневу, который его разместил у себя дома во Франции (сейчас он хранится в музее писателя в Буживале). Вариант, который Василий Дмитриевич отдал своему другу, врачу Ивану Трояновскому – хранится в Русском музее. Этой версию картины отличает то, что в ней совсем нет людей.

Саврасов Алексей Кондратьевич (1830–1897)

Картина Алексея Саврасова «Грачи прилетели» стала звездой первой выставки передвижников. Однако Павел Третьяков купил её ещё до открытия выставки у Алексея Кондратьевича за 500 или 600 рублей прямо в его мастерской (как он обычно и делал).

Сохранилось несколько повторений картины Саврасова «Грачи прилетели». Они одновременно похожи и не похожи друг на друга. Везде изображена ранняя, промозглая весна, в каждом варианте похожий жемчужно-серый колорит, изогнутые берёзы, птицы и постройки. При этом каждый раз по-новому написаны стволы деревьев, здания и грачи. Возможно, Алексей Кондратьевич каждый раз, работая на новым вариантом картины, обращался к разным пленэрным зарисовкам ища более выразительное воплощение. 

Сразу после передвижной выставки свой вариант картины пожелала иметь императрица Мария Александровна. Сегодня это полотно считается утраченным. В другом варианте из Русского музея меньше деталей, меньше птиц, зато чуть больше свободного пространства между деревьями.

Сидоров Валентин Михайлович (1928–2021)

У Валентина Сидорова можно встретить много авторских повторов картин. И это не удивительно. Каждое из этих замечательных полотен достойно находиться в лучших музеях. К сожалению, не все из них мы можем увидеть, многие из них находятся в запасниках или в частных собраниях. Расскажем про две работы, которые связаны с воспоминанием о Великой Отечественной войне и двумя крупными музеями нашей страны. Завершив ремонтные работы, директор Государственной Третьяковской галереи попросил Валентина Михайловича написать повторы шести работ, в том числе находящиеся в Государственном Русском музее «День Победы», «Колокол тишина», «На тёплой земле» и другие. Авторские копии работ были выполнены. Они отличались от находившихся в Русском музее не только по размеру, но и в композиционном плане. Выполняя авторские повторы картин, Валентин Сидоров всегда вносил в них цветовые и композиционные изменения. К сожалению, когда работы были завершены, в Третьяковскую галерею был назначен новый директор, который не проявил интерес к этим работам и авторский повтор картины «День Победы» сразу приобрёл Алексей Ананьев для Института Русского Реалистического Искусства. Дальнейшая судьба этой работы неизвестна, возможно, она однажды займёт своё достойное место в залах Третьяковской галерее. А самое большое собрание работ Валентина Сидорова представлено в постоянной экспозиции тверского музея живописи В.М. Сидорова «На тёплой земле».

Федотов Павел Андреевич (1815–1852)

Полотна Павла Федотова имели колоссальный успех на выставке 1849 года. В отличие от большинства картин художников-академистов, работы Федотова были лёгкими, ироничными, обыгрывали знакомые всем бытовые сюжеты. Но за их внешней простотой таится огромный труд. Для картины «Сватовство майора» Федотов написал десятки эскизов, в которых долго раздумывал над поворотами фигур и выражениями лиц главных персонажей. Почти все элементы на полотне написаны им с натуры – деньги тратились на натурщиков, и даже настоящее платье невесты было специально сшито на заказ.

Первую версию картины «Сватовству майора» (находится в Третьяковской галерее) купил коллекционер Фёдор Прянишников. Федотов продешевил: отдал работу всего за тысячу рублей, но он был очень стеснён в средствах. Бедность преследовала Павла Андреевича на протяжении всей жизни. На оригинальном полотне очень много деталей: тщательно выписанная люстра, затейливые узоры на скатерти и потолке и фигурные кронштейны.

Авторский вариант был написан несколько лет спустя (находится в Русском музее), и в нём значительно меньше живописных подробностей. Вероятно, Федотов не хотел отвлекать зрителя от главной идеи полотна – социальной проблемы неравных браков. По этой же причине чуть изменена фигура майора, который крутит в соседней комнате ус. В отличие от оригинала, где военный показан статным мужчиной, в авторском повторении у майора заметен небольшой животик, и черты лица выглядят менее привлекательно.



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *