Иван Айвазовский, и без моря

Удивительно, маринист Иван Айвазовский, который предпочитал мягкий крымский климат, обращался в своём творчестве к зимним красотам. Его снежный пейзаж завораживает невероятным мастерством передачи особенного зимнего воздуха, прозрачного и чистого. Айвазовский – великолепный колорист, одинаково тонко чувствующий любую цветовую среду. Тончайшие переходы оттенков создают розовато-сиреневое морозное марево.
Витольд Бялыницкий-Бируля – Белорусский Левитан

«Зимний сон» – одна из вершин творчества Витольд Бялыницкого-Бирули. За это полотно художник получил бронзовую медаль на Международной выставке в Барселоне. Выразительные средства картины предельно лаконичны – композиция складывается лишь из нескольких плоскостей и немногих линий. Центральное место в произведении отведено храму, силуэт которого хорошо читается на фоне неба. Мазок почти не виден. Все словно тонет в мареве начинающегося вечера. Несмотря на скупые выразительные средства работе присуща эмоциональная проникновенность. Во многом это достигнуто благодаря тонкой нюансировке цветовых соотношений.
Снег и иней в пейзажах Игоря Грабаря

На протяжении всего творческого пути Игорь Грабарь был завороженным наблюдателем инея, пытаясь уловить его изменения при различных эффектах освещения. Иней привлекал его как самое хрупкое и кратковременное природное чудо, создающее сказочную атмосферу. Грабарь во многом был первооткрывателем этого мотива. В своей «Автомонографии», изданной в 1937 году, он посвятил инею много вдохновенных строк: «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок». Грабарь создал две серии, посвящённые инею, 1905–1908 годов и в 1940-е годы, назвав их «День инея».
Девственный снег Николая Дубовского

Эта небольшая работа была первой, которую Николай Дубовский представил на выставке передвижников и оценил очень скромно, всего в 70 рублей (Павел Третьяков в итоге купил её за 500). Меж тем скромность Дубовского была излишней: картина произвела настоящий фурор. Критик Владимир Стасов писал про «изумительные, по правдивости, розовые солнечные отблески на нетронутом, девственном снегу». Репродукция не передаёт всех переходов цвета и чудесной новогодней атмосферы.
Модная зима Юлия Клевера

Пейзаж Юлия Клевера, который принадлежал к мастерам-академистам и известен красивыми салонными пейзажами. Залитый зимним закатным солнцем лес выглядит сказочным и очень уютным, а домик на горизонте обещает теплый очаг и отдых уставшим лесорубам. Клевер был необычайно популярен при жизни. На пике своей карьеры он писал по картине в день, правда, большую часть работы выполняли его ученики.
Заснеженная деревня Гавриила Кондратенко

Гавриил Кондратенко, по рождению крепостной, знаменит картинами с изображением крымской и кавказской природы, но ему так же хорошо удавались зимние пейзажи. Его работы очаровывает передачей прозрачного морозного воздуха и золотым светом вечернего неба. Кондратенко часто незаслуженно винят в чрезмерной открыточности пейзажей, однако его неподражаемый изящный стиль позволил ему не просто стать известным и продаваемым при жизни мастером, но и вести активную деятельность на ниве благотворительности.
Снежные эксперименты Архипа Куинджи

Работы Архипа Куинджи неизменно поражали воображение современников экспериментами с цветом. Зимние пейзажи не так часто появляются в его творчестве. Картина «Пятна лунного света в лесу. Зима» самим названием намекает, что главное для художника здесь – работа со светом. Блестящий ночной снег – один из самых сложных эффектов для передачи в живописи, и Куинджи, наверняка интриговала эта задача.
Солнечный мороз Бориса Кустодиева

Ярмарочные гулянья Бориса Кустодиева, катания с гор, весёлые разодетые люди в снежном пейзаже стали его визитной карточкой. Картина «Морозный день» написана почти в эскизной манере, но настолько правдоподобно создаёт настроение весёлого, светлого и чистого зимнего дня, что душа радуется.
Восхищение первым снегом Аркадия Пластова

На своей картине Аркадий Пластов изобразил детское восхищение от первого снега и всю красоту первого снежного дня. Картина написана в деревне Прислониха Карсунского района Ульяновской области. Снежные шапки лежат на крышах домов. Вся земля превратилась в белоснежное одеяло. Зимнее настроение Пластов также подчеркнул присутствием двух птиц, которые остаются с приходом зимы и держатся как можно ближе к человеческим жилищам – ворона на земле и сорока не ветке берёзы.
Валентин Сидоров – мастер деталей

Зимние пейзажи в творчестве Валентина Сидорова встречаются не часто, но они занимают важное место в его творчестве. Его зимние работы «Снег идёт» (1964), «Белым снегом» (1964), «Вёрсты» (1964), «Зимка» (1964), «Тает» (1964), «Ольха» (1964), «Ранний снег» (1965), «Зима» (1969) – свидетельствуют о виртуозном владении тональной живописью, они пронизаны тонкой музыкальностью, лиризмом, пониманием поэзии русской зимы. При всём многообразии мотивов, при всём различии эмоциональной и живописной палитры они связаны с раздумьем о жизни. Сидоров – мастер детали. Обычно одной безошибочно найденной деталью он добивается раскрытия сути образа – как тот островок снега, который олицетворяет собою конец зимы в пейзаже «Последний снег».
Мир животных Алексея Степанова

Картина Алексея Степанова «Лоси» была показана в 1889 году на одной из выставок Товарищества передвижников. Василий Поленов в письме жене сказал об этой картине: «Интересная, поэтическая и оригинальная вещь». Все, кто был знаком со Степановым, отмечали его удивительно добрый нрав. Его друг и сокурсник Михаил Нестеров писал, что его невозможно было не любить, «как он любил нас, как любил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек, коих изображал». Страстный охотник, Степанов прекрасно изучил повадки животных и прославился работами на стыке пейзажного жанра и анималистики. В этой области ему не было равных.
Зима в деревне в произведениях Ткачёвых

В центре внимания Ткачёвых, выросших в селе, всегда была русская деревня, жизнь которой они передавали в своих замечательных картинах, наполняя их живыми деталями повседневности.
Заснеженный лес Ивана Шишкина

Иван Шишкин нечасто обращался к зимней теме и первые такие работы он написал только в конце жизни, будучи уже сложившимся мастером. Полотно «Зима» 1890 года можно отнести к лучшим его произведениям. Здесь он использует почти монохромный колорит, чтобы передать затянутые тучами небеса и особенное освещение в нетронутом зимнем лесу.
Добавить комментарий