Русская деревня глазами художников. Часть 2

Продолжаем публиковать сокращённое исследование Алины Максимовой. С первой частью «Русская деревня глазами художников» можно ознакомиться здесь.

Среди картин на тему деревенской жизни, отдельно можно выделить те, что были написаны в зимний период. Далее мы рассмотрим, как и какие детали мастера передавали для изображения зимней магии в своих работах, изображая русскую деревню под снегом.

Как, например, видение зимней деревенской сказки Константином Горбатовым – русским художником постимпрессионистом, мастером пейзажной живописи. В глаза сразу бросается свежесть из-за использование мягких, но насыщенных оттенков: нежно-голубого, золотистого, розоватого, как-будто тихий морозный воздух.

Его картины, как правило, построены на контрастах: белизна снега сочетается с яркими пятнами крыш, оконных наличников или одежды людей. Благодаря этому они не кажутся холодными или однообразными. Горбатов также мастерски передаёт архитектурные детали – церкви с куполами, ограды и простые деревенские дома, придавая каждой детали значимость.

Получается, что особенность работ Горбатова – это настроение. Его зимние деревни наполнены покоем, умиротворением, ощущением гармонии с природой и историей. Константин Горбатов не просто изображает природу, он передаёт атмосферу русской жизни, где переплетаются тишина зимы, теплота домашнего очага и красота родного края.

И как же без деревенских гуляний, которые особенно ярко и запоминающе изобразил Василий Суриков. Он мастерски умеет передавать драматизм и глубину событий на своих полотнах. Однако картина «Взятие снежного городка» (1891) стала исключением в его творчестве: это единственное крупное произведение Сурикова, не связанное с историей, а посвящённое моменту жизни простого народа.

«… я написал то, что я сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи»

В.И Суриков

Сюжет картины навеян Василию Ивановичу детскими воспоминаниями из Красноярска. Народная забава – взятие снежной крепости, проходила в последний день масленицы. По-другому его ещё называют «прощённый день».

Картина делится на три части. В центре – всадник, мчащийся на коне, словно прорываясь сквозь снег и движение. Его фигура задаёт динамику всему полотну. Справа и слева – зрители, полностью увлечённые происходящим. В их лицах и позах отражены азарт, веселье и удивление.

Чтобы картина выглядела правдоподобно, Суриков устроил реконструкцию игры. Молодёжь из близлежащего села построила снежный городок, а казаки инсценировали его «взятие». Художник делал наброски с натуры, детально зарисовывал костюмы, лица, позы и пейзаж.

Суриков уделил особое внимание деталям. Каждый персонаж тщательно прорисован, можно даже рассмотреть материал одежды и головных уборов. А особое мастерство проявляется в изображении снега: видны следы от саней, разлетевшиеся снежки и даже трещины на поверхности снежного городка.

«Идею картины художнику подал его брат Александр. Автор изобразил его как увлечённого зрителя в богатой шубе, сидящего в санях»

Чуть правее от брата, Суриков изобразил свою жену – Екатерину Рачковскую, известного красноярского врача

XX века — Социальные и идеологические изменения

Станислав Жуковский – талантливый художник, ученик Леонида Пастернака и Исаака Левитана, продолживший традиции русского лирического пейзажа. Его творчество стало ярким примером того, как можно сочетать реализм передвижников с новаторскими приёмами импрессионизма.

В 1900-х годах Жуковский активно экспериментировал с цветом, фактурой и освещением. Он использовал яркие, насыщенные и контрастные краски, что делало его картины выразительными и наполненными светом. Импрессионистская техника — свободный, фактурный мазок, что помогало художнику передавать мимолетность увиденного. Поэтому, его работы будто впитывали воздух и свет, создавая ощущение легкости и свежести.

Однако Жуковский гордился тем, что писал именно русскую природу. Несмотря на влияние импрессионизма, он не пытался подражать французским мастерам, как Моне или Сезанну. Для Жуковского было важно сохранить уникальность русских пейзажей, их характер и настроение. Он считал, что природа родной земли требует искренности и уважения, а не подражания чужим стилям.

«Жуковский – художник, соединяющий необычайно добросовестное, упорное изучение всех тончайших оттенков и тонов в излюбленном им мотиве с очень сильным, свежим, молодым поэтическим чувством. В тонах его пейзажей нет ни одного манерного, банального, условного тона: всё десятки раз изучено, подмечено в природе, обдумано и с редким мастерством очищено в поэтическом творческом процессе»

Из обзора Передвижной выставки 1903 года

Подглядим убранство типичной русской избы и как её запечатлел художник – Владимир Стожаров.

Художник изобразил простую, но уютную комнату в деревенском доме. Видим деревянные стены, пол, кровать, покрытую пёстрым лоскутным одеялом. На столе стоит самовар или чайник, бутылка, тарелка. Рядом мольберт с палитрой. Вся обстановка очень домашняя и немного беспорядочная, как бывает в настоящей мастерской

Узнаваемым в его работах является именно этот несколько грубоватый, но очень выразительный мазок, сочетание реалистичности с некой эмоциональной небрежностью в постановке. Это создаёт неповторимую атмосферу в картинах, часто напоминая о тепле и домашнем уюте и реалией убранства обычного мастера.

В данном исследовании нельзя было обойти стороной работы Аркадия Пластова, одного из самых ярких художников, чьё творчество было тесно связано с темой деревни. Пластов не просто изображал деревенскую жизнь – он передавал её дух, показывал красоту труда, смену времён года, душевную простоту и искренность героев, и поэтому его работы помогают глубже понять, чем жила русская деревня в первой половине XX века, и ощущать её как символ корней, традиций и национальной идентичности. И одной из самых известных его работ является картина «Первый снег», написанная в 1946 году.

На картине изображена деревенская сцена: девочка и мальчик на фоне зимнего пейзажа. Они стоят на крыльце деревянного дома, рядом с берёзой, в то время как вокруг лежит первый снег. Этот момент, когда природа начинает меняться, что символизирует здесь не только наступление зимы, но и новое начало, обновление в послевоенное время. Интересная деталь – это ярко-жёлтый платок девочки, который играет как акцент на фоне холодной зимы и делает картину как-будто теплее.

Дети на картине, вероятно, являются собирательным образом крестьянских ребят, и их образ может быть близок многим зрителям. Это как напоминание о том, что счастье часто скрывается в простых вещах, как, например, первый выпавших снег. Поэтому задумка автора была передать не только красоту природы, но и веру в будущее, в надежду, что жизнь будет продолжаться и улучшаться с каждым сезоном.

Аркадий Пластов часто использовал такие приёмы как мягкость и сдержанность в цветах, при детализации, чтобы передать атмосферу момента и оставить взгляд на картину равномерным. Также сдержанный цвет на картине символизирует послевоенное время, когда страна переживала трудности и всё вокруг не было особенно ярким, а как-будто в небольшой дымке или пелене. Однако акцент на радостных детях, замирающих от красоты первого снега, напоминает, что даже в тяжёлые времена можно найти моменты радости.

На работах Валентина Сидорова хочется рассмотреть образ деревенских детей, которых он с особым теплом и нежностью изображал на фоне родных мест, а именно это: берёзы, луга, чистое небо. Сидоров использовал эти элементы как символы – берёзы ассоциируются с русскими песнями и народной культурой, а просторные луга и ветры передают чувство свободы.

Одной из важных особенностей его картин является ощущение раздолья и света. Он избегает излишних деталей, оставляя пространство, которое даёт почувствовать широту русского пейзажа и задумчивую тишину деревни. Его картины передают атмосферу детства, наполненного счастливыми моментами, когда всё вокруг кажется большим, ярким и бесконечно добрым.

«Работы Сидорова светлы по настроению. В них нет и тени конфликтности, и в этом сказывается особенность дара художника. Светлое восприятие жизни выражается в найденных приметах, похожих на символ: это развевающиеся на ветру берёзы – принадлежность песенного творчества народа, и свежий ветер, гуляющий по зелёным лугам»

Из раздела книги «Русская живопись XX века, В.С Манин»

Продолжая тему семьи, которая была особенна ценна в послевоенное время, картина Виктора Иванова, чьи работы передают силу и мужество простого народа, его стойкость и внутреннюю красоту. Его картина «Семья. 1945 год» – это глубокое и честное изображение послевоенной деревни, без приукрашивания и лишнего пафоса.

На полотне изображена деревенская семья за скромной трапезой. Здесь нет радости возвращения к мирной жизни, лица героев словно покрыты тенью тяжёлых воспоминаний о войне. Мать семейства – главная фигура, сидящая во главе стола, напоминает крестьянскую мадонну. Её строгий, волевой профиль выражает скорбь и пережитую боль.

Отец – ветеран войны. Он выглядит уставшим и надломленным, его взгляд устремлён в прошлое, поверх головы сына. Даже дети на картине не оживляют её настроение: их неподвижные позы и серьёзные лица подчёркивают общую атмосферу молчаливого размышления.

Картина построена строго и лаконично, словно рельеф, а композиция подчёркивает значимость матери, собравшей семью. Фигуры членов семьи почти монументальны, их силуэты угловаты и жёстки, что придаёт работе напряжённость и драматизм. В этой простоте и строгости есть своя торжественность – семейная трапеза становится символом выживания и стойкости.

Искусство второй половины ХХ века отразило масштабные перемены, происходившие в советском обществе того времени. Рубеж 1950-х и 1960-х годов стал периодом обновления художественной культуры. Изменившаяся деревня и исчезающий крестьянский уклад жизни оказались в центре внимания писателей, художников и кинематографистов.

Проследив за эволюцией изображения русской деревни с XIX по XX век, можно сделать вывод: деревня в русской живописи прошла путь от фона для религиозных и бытовых сцен до самостоятельного образа, отражающего глубинные национальные ценности. Художники разных эпох, каждый по-своему, стремились передать её сущность. Но самое главное, что при любом её изображении, деревня служила не только художественным, но и историческим свидетельством. В них запечатлены не просто пейзажи и сцены крестьянской жизни, но и влияние времени, отражение социальных и культурных изменений, которые переживала Россия. Художники, создававшие такие образы, с особой чуткостью передавали простую, но глубоко трогательную связь человека с природой, которую трудно ощутить в современном шумном мире.

Именно умиротворение, тишина и особая русская связь с деревенской жизнью побуждали художников вновь и вновь обращаться к этой теме.

Таким образом, изображения русской деревни в живописи – это не просто художественные произведения. Они отражают коллективное сознание народа, его стремление к духовным истокам, и передают те чувства, которые сложно выразить словами: ностальгию, покой, близость к земле и предкам. Исследование показало, что русская деревня стала неотъемлемой частью культурной идентичности, живущей не только на холстах, но и в сердце каждого, кто ищет вдохновения и утешения в её образах.



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *