
4 декабря в Галерее Союза художников России открылась персональная выставка Сергея Смирнова «Под светлым небом». Говорят, что театр начинается с вешалки. К сожалению, с вешалками были большие проблемы. Стыдно говорить, но повесть верхнюю одежду было негде. Похоже, что даже в Союзе художников не ожидали такого интереса к классической живописи.
Сергей Иванович один из немногих ныне живущих наследников московской живописной школы, прославленной именами В. Поленова, И. Левитана, В. Серова, К. Коровина, Ст. Жуковского. Ранний период его творчества связан с Русским Севером. Работа с натуры, пленэрная и цвето-тоновая живопись лежат в основе его творчества. Сергей Гавриляченко тонко подметил, что многих современных «деревенщиков» правильнее было бы называть «дачниками». В отличие от них, в работах Сергея Смирнова сохранилась подлинная, тёплая деревенская атмосфера.
Смирнова влекли на Русский Север нетронутые ландшафты, традиционные деревни, ещё такие же, как запечатлённые художниками прежних эпох, начиная с Валентина Серова и Константина Коровина, за тем увиденное и сохранённые Александром Борисовым, Василием Крайневым, а позже – Владимиром Стожаровым, Ефремом Зверьковым, Виктором Попковым, Игорем Поповым. Он входил в избы («как крещеного не пустить») и, зарисовывая интерьеры и портреты, он становился невольным слушателем рассказов местных жителей о своих судьбах. Услышанные исповеди сплетались в историю, а лица соединялись в народ.

Среди работ «северного цикла» многие стали известными: «Древние ели» (1986) – эпический, писанный с натуры большой холст, яркая и радостная «После дождей» (1985) , «Судьба старого дома» (1984). Одна из самых интересных его северных работ – «Утро в пекарне». Первый вариант картины на эту тему относится к 1985 году. С тех пор Сергей Смирнов создал несколько вариантов этой композиции в масле и темпере, очевидна её неисчерпанность для него, смысловая и пластическая незавершённость, хотя каждый новый вариант может считаться самостоятельной картиной.
Москву писали многие выдающиеся мастера – Андрей Рябушкин, Василий Суриков, Борис Кустодиев, Константин Юон, а затем Андрей Горский, Иван Сорокин, Пётр Оссовский. Сергей Смирнов в своих работах использует опыт всех своих предшественников. В его живописной поэтике органично и красочно оживают московские сцены ушедших времён – «Яблочный торг в Москве на Болоте», «Снежки» в замоскворецких переулках, «Крещенские морозы», «Лихач и бараночница», «С прогулки». Москва А. Чехова, И. Бунина, К. Коровина, Б. Кустодиева предстает перед взором зрителя, и чеховская ремарка из «Вишнёвого сада» – «комната, которая раньше была детской», перефразированная в живописных образах, становится основой его «исторической» поэтики.
В работах последних лет Смирнов часто отказывается от повествовательности, словно фиксируя лишь мгновенное состояние жизни, неповторимость единственного дня. Синтез интерьера, пейзажа и натюрморта при несомненном приоритете живописной фактуры, организованности, выстроенности, осмысленности каждого сантиметра поверхности холста говорит об очень тонком понимании задач живописи. Каждый день предстаёт единственным, каждое мгновение – бесконечным.



Поздравить Сергея Ивановича с открытием выставки пришли студенты из Московского государственного академического художественного института им. В.И. Сурикова, в том числе студенты из Китайской Народной республики, которым близко творчество Смирнова. Поздравить своего педагога приехали из Твери, Рязани и многих других городов выпускники творческой мастерской Валентина Сидорова. Сергей Смирнов и Сергей Сиренко долгое время работали вместе с Валентином Михайловичем в его творческой мастерской. Теперь Сергей Иванович возглавляет эту творческую мастерскую. Можно быть уверенным, что мастерская В.М. Сидорова находится в надёжных руках Заслуженного художника!

Выставка продлится до 22 декабря в Галерее Союза художников России (Москва, ул. Покровка, д. 37), она работает ежедневно, кроме понедельника, с 12.00 до 19.00 часов. Вход свободный.
Добавить комментарий