Полотна мироздания в картинах Григория Сороки

27 ноября 1823 года родился Григорий Васильевич Сорока – удивительный русский художник. Его работы обладают удивительным свойством – в каком бы напряжённом, нервном, возбуждённом состоянии ни подойдёшь к ним, всё это уходит, когда начинаешь в них вглядываться. Словно попадаешь из нашей суетной реальности в другую, гармоничную и спокойную, такую реальность, в которой чувствуется ощущение красоты и вечности.

Причём Григорий Сорока ничего не фантазировал, не придумывал в своих работах, а старательно и тщательно передавал окружающую действительность. Ту самую, с которой отношения у крепостного художника, ученика Алексея Гавриловича Венецианова, не очень-то складывались. Но биографическое, социальное оказываются вне его картин – они, как настоящее творчество, больше сиюминутного и преходящего, даже очень важного.

Все его работы наполнены тишиной. Той тишиной, за которой не пустота, а глубина смыслов, образов, полноты мироздания.

В картине «Кабинет дома в “Островках”, имении Н.П. Милюкова» (1844) Григорий детально передаёт интерьер кабинета помещика. Помещика, во владении у которого был Сорока. Все детали – от часов, счёт до мебели и картин на стене – складываются в общую картину уютного мира, в котором человеку хорошо, причём не только в будничном смысле. Это ощущение усиливает и изображение мальчика – сына хозяина. Пейзаж, который виднеется за окном, не выступает диссонансом, противоречием к изображаемому помещению, наоборот, подчёркивает связь внешнего и внутреннего пространства, единство мира вещей и мира природы.

«В картине “Рыбаки”, 1840 г., поражает оптическая точность в воспроизведении зеркальной глади озера с двумя белыми столбами усадебного парка и вполне реальным первым планом земли. Всё это достоверно и вместе с тем величественно. Столбы ограды воспринимаются как образ двух белых свечей. Красота земли и воды отражает великий покой летнего неба с тающими облаками. Трудно соотнести драматическую судьбу художника с этой картиной совершенной гармонии»

Пишет замечательный, глубоко знавший русское искусство искусствовед Н.Н. Третьяков

Картина «Вид на усадьбу “Островки” с Большого острова» (1846), была обнаружена только в конце прошлого года в частном собрании. Она была приобретена в коллекцию Тверской областной картинной галереи и требовала очень серьёзной реставрации. Благодаря усилиям специалистов, полотно удалось восстановить.

В картине – снова гармония мира, созданного Богом для человека. И – тишина, хотя, казалось бы, лодка движется, на воде – след от весла, мальчик надевает рубашку. Около него лежат картуз, кадочка для пойманной рыбы, удочка – часть личного детского мира. Действие в картине присутствует, но одновременно кажется, что всё остановилось. И это не парадокс, не стоп-кадр кино, когда нажмёшь «play» на пульте, и на экране всё вновь задвигается. Это движение, которое существует в вечности, увидеть и передать в нашей реальности может только большой художник. И в каждой работе Сороки – внимание к красоте русского пейзажа, той красоте, которая вот здесь, рядом, за ней не нужно ехать за тридевять земель.

Люди в работах Сороки не занимают ведущей роли, главное место он отводит окружающему – интерьеру или, чаще, пейзажу. Но их изображение никогда не выглядит случайным, нет ощущения, что если убрать их фигуры, то в картине ничего не изменится. Они всегда часть этого мира, полного гармонии и красоты, как, например, крестьяне в картине «Вид на плотину» (не позднее 1847) или в картине «Вид на усадьбу Спасское Тамбовской губернии» (вторая половина 1840-х).

В пейзажах русских художников более позднего времени, второй половины XIX века, изображение воды, отражения расширяло пространство холста, давало возможность продемонстрировать безмерность окружающего. У Сороки водная гладь чаще напоминает зеркальную, и отражения в ней не то чтобы увеличивают реальное пространство, а словно намекают на некое другое, надмирное, водная гладь усиливает ощущение тишины и умиротворения.

Внимание к деталям, их перечисление в работах совсем не мешает Сороке создавать цельный масштабный образ изображаемого. Из частного складывается общее, из секунд и минут – жизнь. Большой талант, который получил Сорока, позволял ему видеть как частности, так и глобальное.

О нескладывающихся отношениях с действительностью, о которых было сказано вначале: «художник трагической судьбы» – это языковой штамп в рассказах о Сороке, но он точно формулирует суть его биографии.

Сорока был крепостным, не смог учиться в Академии художеств, как того он очень хотел: помещик П. Милюков не давал вольную, не позволял Сороке выстраивать свою жизнь по собственному усмотрению. Свободу Григорий получил только в 1861 году после февральского Манифеста. Но денег выкупить землю не было, начались тяжбы с бывшим хозяином…

Да и других неурядиц в жизни Григория Сороки хватало, и тонко чувствующий («впечатлительный, нервный», как когда-то о нём отзывался его учитель А.Г. Венецианов) он пытался найти примирение с действительностью в алкоголе. Через три года после Манифеста об отмене крепостного права Григорий трагически погиб. Вот как сообщает об этом документ, составленный после случившегося: «Смерть Сороки последовала от неумеренного пьянства и происшедшей от того грусти с помешательством рассудка вследствие нажитого долга»1. Даже по этому документу видно, что Сорока совершил свой трагический поступок отнюдь не в здравом уме, но его всё-таки похоронили за оградой кладбища, и более 140 лет он оставался без церковного поминовения.

Однако в 2006 году, благодаря хлопотам художника Валентина Михайловича Сидорова, который лично обращался к Святейшему Патриарху Алексию II, Григория Васильевича Сороку заочно отпели в храме Святителя Николая в Толмачах, домовой церкви Третьяковской галереи. Это очень важный и радостный факт, что Церковь за него может молиться.

Сегодня работы Сороки хранятся в ведущих музеях страны, печатаются в книгах и учебниках по истории русского искусства. Но всё-таки и сегодня можно столкнуться с неуважением, которое проявляется в его адрес. А как иначе назвать то, что Государственный Русский музей на несколько недель сократил время проведения недавней его юбилейной выставки, уникальной выставки – ничего подобного в стране не было последние 50 лет. Многие люди, у которых заранее была запланирована поездка, куплены билеты в Петербург с учётом ранее объявленной даты окончания работы выставки, лишились возможности широко и объёмно увидеть творчество Григория Сороки.

Автор статьи Оксана Головко
  1. Третьяков Н. Н. Образ в искусстве. Петровская и послепетровская Россия. М.: Издательство Академии акварели и изящных искусств, 2013. С. 210. ↩︎


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *