Легенда или миф о хранилище братьев Третьяковых

Ещё в начале формирования коллекции живописи братьями Сергеем Михайловичем и Павлом Михайловичем Третьяковыми, ходили слухи об их несметных сокровищах. Москва привлекала лихих людей во все времена. Чтобы обезопасить свои богатства, в доме №13 на Кузнецком мосту, у братьев Третьяковых были выстроены глубокие подвалы со стальными заграничными сейфами.

Третьяковым кто-то из воров-медвежатников похвастал, что нет в Москве такого хитромудрого сейфа с секретными замками, который невозможно было бы открыть. Гиляровский, хорошо знавший в Москве и воров, и сыщиков, подогрел опасения братьев удивительным рассказом. Якобы на всемирной выставке в Париже рекламировали абсолютно защищенный от взломщиков сейф. На пари или за премию самой фирмы нашёлся русский умелец-левша, который в два счёта сумел его отпереть. Фирма, конечно, оскандалилась, а умелец, как писали газеты, оказался московским вором.

Так это было на самом деле, или это была газетная утка для развлечения читателей, доподлинно неизвестно. Только Третьяковы обратились к известному архитектору Каминскому с вопросом: «Можно ли совершенно надёжно обезопасить сейфы от воров?» Каминский попросил три дня сроку для окончательного ответа, после чего показал чертежи и расчеты невиданной доселе «защиты драгоценностей». Он предложил сделать сейфы герметичными и затапливать их на ночь водой.

Третьяковым идея Каминского заливать сейфы водой понравилась. Видно, им и впрямь было что прятать от московских взломщиков. Подвалы в их доме были вырыты в виде резервуара с различными устройствами для наполнения и слива воды в Неглинку, которая текла по трубе совсем рядом. В трубу её загнали в 1886 году, чтобы избавиться от частых наводнений и ужасного зловония, которое исходило от неё.

Эта легенда нашла косвенное подтверждение в книге Я.М. Белицкого «Забытая Москва»:  

«Строили дом №13 на Кузнецком не для прокуратуры, строили для братьев Третьяковых. Строил Александр Каминский. В последние предреволюционные годы здесь находился преуспевающий банк «Лионский кредит». До сих пор существуют просторные банковские подвалы с массивными дверями, украшенные такими же массивными медными ручками.

Подвалы в прокуратуре! Когда много лет назад я впервые попал в это здание и вырвалась у меня фраза, что знаю я по своим краеведческим изыскам о бывших банковских хранилищах, то был уверен, что это вызовет недовольство у местного начальства: подвалы в прокуратуре, скажем, равно как и подвалы на Лубянке, – есть строгая государственная тайна, которой посторонним касаться не положено. Однако мне буднично предложили удовлетворить мое любопытство и спуститься в эти подвалы, в которых оказалось множество просторных и отлично проветриваемых комнат.

Прокурорские работники подтвердили слышанную мною когда-то историю, что в те годы, когда здесь был банк и в подвалах хранились его ценности, то каждый вечер, после того как заканчивались банковские операции, подвал доверху заполняли водой. Вода надёжно защищала банк от грабителей, а гидроизоляция так же надежно ценные бумаги от сырости…»

Павел Михайлович Третьяков передал Москве свою галерею, которую уже давно называли «Третьяковкой». Он хотел сделать это без всякого шума, не желая быть в центре общего внимания и почитания. В своём заявлении в Московскую городскую думу от себя и покойного брата он писал:

«Желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную коллекцию…»

В наше время для многих художников по прежнему актуальна проблема хранения художественных собраний. Это актуально как для работ известных и именитых авторов, хранящих картины в своих мастерских, так и для ученических, переданных после выставок и пленэров местным художественным и краеведческим музеям. Далеко не все из этих работ могут попасть в запасники именитых собраний Третьяковской галереи или Русского музея, а что делать с огромным количеством не систематизированного собрания в условиях дефицита площадей работники музеев – не знают.



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *