Art Basel: продажи на Арт-рынке упали, ставка на миллениалов

Рыночные тенденции рассматриваются в обзоре, обнародованном в конце октября 2024 года швейцарским банком UBS и компанией Art Basel. Согласно отчёту, США сохранили свою доминирующую позицию в мире искусства: на них приходится 42% продаж в стоимостном выражении. Вторым стал Китай, его доля выросла до 19%. Великобритания опустилась на третье место с 17%. Франция с большим отрывом расположилась на четвёртой позиции, её доля составила 7%.

В исследовании сказано, что наибольшее снижение зафиксировано на аукционах, где объем продаж уменьшился в годовом исчислении на 7%. Количество проданных лотов стоимостью более десяти миллионов долларов снизилось по сравнению с предыдущим годомна 25%, а их общая стоимость – на 40%. У дилеров отмечен спад на 3%.

Основными факторами, спровоцировавшими негативную динамику, стали высокие процентные ставки, инфляция и политическая нестабильность. Арт-рынку XXI века еще не приходилось сталкиваться с таким длительным периодом геополитических потрясений, в который мы, похоже, вступили.

В отчёте также отмечается, что онлайн-продажи произведений искусства в 2023 году увеличились на 7%, продемонстрировав выручку на уровне $11,8 млрд против пикового значения в $13,3 млрд в 2021-м году. На интернет-торговлю пришлось 18% от общего оборота рынка, а основной объём поступлений обеспечили транзакции на суммы менее $50 тыс. Замедление продаж дорогих произведений искусства может иметь серьёзные последствия, считает генеральный директор Art Basel Ноа Горовиц. По его словам, рост затрат на их содержание опережает повышение цен на творческие работы и вести этот бизнес стало сложнее.

Снижение продаж и общий пессимистический настрой влияют и на политику крупнейших аукционных домов. Sotheby’s и Christie’s оптимизируют штат. Основной владелец Sotheby’s Патрик Драи в августе заключил сделку с Суверенным фондом благосостояния Абу-Даби (ADQ) о приобретении миноритарного пакета акций аукционного дома, чтобы собрать необходимые для компании средства — около $1 млрд. Более полная картина финансовых проблем, с которыми столкнулся Sotheby’s, была раскрыта в отчете Financial Times, в котором говорится, что основные доходы аукционного дома снизились на целых 88% в первой половине 2024 года.

Также в отчете зафиксировано, что 47% «состоятельных лиц», продающих сегодня произведения из своих коллекций, направляют вырученные средства на уплату налогов (в частности налогов на наследство). Кроме того, аналитики отметили, что, хотя посещаемость ярмарок и галерейных выставок выросла, аукционы, биеннале и крупные фестивали искусств теряют посетителей, которых становится меньше. В будущее участники рынка смотрят без оптимизма. Лишь около трети респондентов отчёта ожидают улучшения своих продаж в 2024 году, а о своих коллегах они думают ещё мрачнее: всего 23% предсказали, что их конкуренты увидят рост продаж.

Миллениалы: новая аудитория арт-рынка 

Согласно докладу Art Basel & UBS, в период с 2021-го по 2023-й год наиболее активный рост спроса зафиксировали среди миллениалов – на 31% за 2 года. В 2023-м году миллениалы больше других поколений потратили на цифровое искусство и печатную графику (гравюра, литография и т.д.). Поколение X более традиционно: коллекционеры старше 45 лет вкладываются в картины, скульптуру и фотографию. В 2024-м году 58% молодых коллекционеров, опрошенных Art Basel, намерены расширить свои собрания произведений искусства. Большинство из них – жители Китая, Японии, Бразилии и Италии. Своё увлечение они чаще всего объясняют «страстью к коллекционированию», а «иксы» рассматривают вложения в искусство как выгодную инвестицию.

В США интерес миллениалов к арт-рынку зафиксировали в 2018 году: по данным UBS, на тот момент люди в возрасте от 22 до 37 лет уже составляли почти половину покупателей и ежегодно тратили на произведения искусства в среднем $500 тыс. Аналитики американской галереи Park West Gallery тоже связывают эту тенденцию с развитием соцсетей: они провели опрос и выяснили, что 79% миллениалов в США узнают о новых выставках и следят за аукционами с помощью онлайн-платформ. 

В Великобритании в 2021 году появилось целое сообщество молодых коллекционеров Young Collectors.

В России основная аудитория арт-рынка – покупатели в возрасте от 25 до 34 лет. Причём российские площадки по продаже современного искусства сообщают о росте доходов: оборот крупнейшего арт-маркетплейса страны BIZAR в 2022-м составил 40 млн рублей, а за 2023-й этот показатель вырос в 3 раза. В TEO by Cosmoscow в минувшем году продажи выросли на 30%. Чаще всего россияне приобретают живопись, графику и керамику, среди покупателей большинство – жители Москвы, Санкт-Петербурга, Твери, Нижнего Новгорода, Краснодара и Воронежа. 



Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *