75 лет дипломатических отношений между Россией и Китаем

В этом году отмечают 75-летие установления дипломатических отношений между Россией и Китаем. Творчество Валентина Сидорова высоко ценится в КНР. В последние годы жизни народного художника Валентина Сидорова Китае с успехом прошло несколько его персональных выставок. Этим событиям посвящена статья преподавателя кафедры истории искусств и гуманитарных наук РГХПУ им. С.Г. Строганова А.А. Дружининой и преподавателя Института искусства и дизайна Ланчжоу Цзяотунского университета Лю Хай «Творческое наследие В.М. Сидорова в контексте культурного диалога между Россией и Китаем»

Творческое наследие В.М. Сидорова в контексте культурного диалога между Россией и Китаем

Статья рассматривает богатое творческое наследие выдающегося художника-пейзажиста Валентина Михайловича Сидорова (1928–2011) в контексте культурного диалога между Россией и Китаем. Особое внимание уделяется влиянию китайской культуры, в частности, поэзии династии Тан и живописи Ци Байши, на творчество художника. В статье анализируются выставки Сидорова, проводившиеся в Китае, его вклад в укрепление художественных связей между двумя странами, а также то, как его русские пейзажи находят отклик у китайской аудитории. Творчество Сидорова рассматривается как мост, связывающий культурные традиции России и Китая через общие мотивы любви к природе и родине.

Валентин Михайлович Сидоров (1928–2021), советский и российский мастер пейзажа, часто посещал Китай, где не только организовал множество персональных выставок, но и преподавал в Академии изящных искусств провинции Шаньси. Его глубокая любовь к китайской культуре выражалась не только в увлечении живописью, но и в интересе к поэзии династии Тан, особенно к произведениям Ли Бая и Ду Фу. Ещё в молодости Сидоров был впечатлён стихотворением Ли Бая «Думы в тихую ночь» (ок. 618–906). Однако, стоит отметить, что интерес живописца к китайской поэзии и традиционной живописи гохуа особенно усилился под влиянием работ Ци Байши (1864–1957) – выдающегося китайского художника, каллиграфа и мастера резьбы по камню. В интервью для издания «Завтра.ру», посвящённом его выставке «Тихая моя родина» (2014), Сидоров вспоминал, что его очень удивило и тронуло предложение Пекинской Академии изящных искусств организовать в Китае его персональную выставку, подобную той, что ранее проходила в Русском музее Санкт-Петербурга. Это событие было для него очень важным, ведь академия была тесно связана с именем мастера, чьи работы оказали на него столь большое влияние ещё в юношестве.

Во время учёбы в Московской средней художественной школе (1943–1948) Сидоров и его одноклассники впервые познакомились с произведениями китайского мастера и поэзией его страны. Их поразила не только техника исполнения, но и глубокое уважение к окружающему миру, которое отражалось как в живописи, так и в поэтических текстах. Простота, внимание к мельчайшим деталям, таким как цветы, трава, насекомые, оказались очень близки самому Сидорову. В те годы, осмысляя послевоенную реальность, он и его товарищи стремились найти свой путь в искусстве, и именно через наблюдение за природой они учились выражать свои чувства. Этот подход впоследствии стал одним из ключевых принципов творчества художника1.

Благодаря способности тонко передавать поэзию природы, работы Сидорова, посвящённые его родной земле, стали известны далеко за пределами России и вызвала особенный интерес у китайской аудитории. Зарубежная публика удивительно чутко восприняла стремление художника передать красоту русской души, глубоко перекликающуюся с природой. Подобно А.Г. Венецианову (1780–1847), В.М. Сидоров стремился отобразить в картинах «мир образов, который был и остается естественным продолжением светлого мира души»2 [с. 121], что выражалось в его приверженности мотивам крестьянской жизни и русского пейзажа. В подобном ключе также работали и другие выдающиеся российские художники, такие как А.А. Пластов (1893–1972), В.И. Иванов (р. 1924), В.Е. Попков (1932–1974).

Несмотря на то, что полотна художника начали регулярно выставляться в Китае достаточно давно, но на протяжении длительного времени эти мероприятия были лишь частью коллективных экспозиций. Первое знакомство китайских зрителей с его картинами состоялось в 1992 году на выставке русской живописи в Гонконге и двумя годами позже в Пекинском художественном институте на выставке, посвящённой достижениям членов Российской академии художеств.

Выставки, проводившиеся в Китае в 1999–2002 годах, продолжили намеченную тенденцию: их основной целью была демонстрация современной русской живописи в целом. Картины В.М. Сидорова также были частью больших выставочных проектов: «Современная масляная живопись России» (1999, Пекинский международный художественный фонд искусства, Пекин), «Выставка современных российских художников» (2001, Музей изящных искусств, Пекин) и ряда других, носивших более обобщённый характер.

Стоит отметить, что популярность картин В.М. Сидорова значительно возросла в 2001–2002 годах благодаря передвижным выставкам, которые стали новым шагом в презентации русского искусства – с произведениями художника познакомились зрители не только в Гонконге и Пекине, но и в регионах. Так, в 2002 году работы художника были показаны в рамках выставки произведений художников России в 9 городах Китая, а в 2001–2002 годах их увидели жители Тяньцзиня, Шанхая, Хэнаня, Сучжоу, Шэньчжэня на выставке современной русской живописи, получившей название «Русская коллекция». В 2002 и 2006 годах В.М. Сидоров принял участие в двух тематических выставках, «Наша Родина – Россия» (2002, Харбин) и «Учителя и ученики – дружба, согласие, развитие» (2006, Харбин), прошедших в рамках «Года России» в Китае.

Новый виток известности художника пришёлся на 2010-е годы, когда состоялись его первые персональные выставки: в 2012 году, в художественной галерее Университета Шаньси (Тайюань) и, более известная, «На тёплой земле», прошедшая в 2015 году в музее Пекинской академии изобразительных искусств3.

«На тёплой земле», как и вышеупомянутая «Тихая моя Родина», также была особо важной для В.М. Сидорова, ведь именно в Пекинской академии изящных искусств когда-то работал кумир его молодости Ци Байши4.

2019 год стал особенно плодотворным для художника, поскольку был посвящён 70-летию со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Россией. К этому событию были приурочены многие проекты в сфере искусства, которые прошли в обеих странах, среди которых была совместная выставка В.М. Сидорова и То Мусы (Tuo Musi, р. 1932) «Вглядываясь в даль – Родные края», организованная в Национальном художественном музее Китая, ставшая важной в истории культурного обмена между двумя странами.

Экспозиция включала серию пейзажей русской деревни, воспевающих безмятежную одухотворённую красоту России и картин суровых, но величественных ландшафтов Внутренней Монголии. Работы художников, пронизанные глубокой любовью к своим родным местам, создавали гармоничное единство, несмотря на различие в географических и культурных контекстах5. В пресс-релизе выставки особое внимание было уделено впечатлениям, которые дарили работы русского живописца: «Тонкие и глубокие пейзажи В. Сидорова – это тихий неторопливый рассказ о людях, о родной земле, спокойные оттенки красок в созвучии с эмоциями художника. Это самая живая тёплая история о русской душе, о любимой родине»5.

Весной того же года прошла совместная выставка В.М. Сидорова и Чжоу Исиня (Zhou Yixin, р. 1970) «Вглядываясь» в Музее современного искусства в городе Иньчуань, созданная по инициативе Посольства Китая в России. Одной из предпосылок для начала разработки выставочного проекта послужило желание представителей Китая пригласить к участию выдающихся деятелей культуры, широко известных в художественных кругах обеих страх.

Выставка стала важным событием культурного обмена между Россией и Китаем, демонстрируя, как традиции двух великих художественных школ могут органично сосуществовать. Светлые и умиротворённые сцены русской деревни, запечатлённые Валентином Сидоровым, прекрасно дополняли тонкие, выразительные портреты тушью Чжоу Исиня, отражающие глубину китайской живописи. Сочетание двух разных мировоззрений создало уникальную атмосферу, где каждый посетитель мог соприкоснуться с духом обеих культур в едином выставочном пространстве7.

Выставочный проект подчеркнул важность взаимного обогащения художественных традиций и продемонстрировал, насколько искусство способно служить универсальным языком, преодолевающем любые границы7.

Летом 2019 года в Национальном художественном музее Китая в Пекине состоялась совместная выставка российских художников В.М. Сидорова и А.Н. Ковальчука. Мероприятие было организовано по инициативе музея в рамках программы международного сотрудничества «Один пояс, один путь»7. Их творчество объединял реализм, однако художественные подходы значительно различались: Сидоров фокусировался на лирических пейзажах, передавая в своих работах теплую проникновенность и эмоциональную глубину. Ковальчук, в свою очередь, исследовал формы и образы через скульптуру. Экспозиция состояла из 58 произведений, 24 картин и 34 скульптур, из которых В.М. Сидоров подарил музею пять своих полотен, а А.Н. Ковальчук — семь скульптур7.

Директор Национального художественного музея Китая У Вэйшань отметил, что переданные в дар произведения не только стали частью постоянной коллекции музея, но и символизируют крепкие культурные связи между Россией и Китаем11 12.

В.М. Сидоров развивал традиции русской живописи, находя близость с китайской культурой. Его глубокое понимание китайского искусства и литературы основано на схожести их центральных тем – связи человека с родной землёй. Китайская публика познакомилась с природой Верхневолжья через его картины, которые передают любовь художника к своей малой родине, Тверской губернии, ставшей неисчерпаемым источником его вдохновения для его картин.

Творчество Сидорова получило широкое признание не только в России, но и в других странах, особенно в Китае, где его работы высоко ценятся за их искренность и выразительность. Зрителя привлекают очень ясные, чистые и простые мотивы: безмятежное вечернее небо, распахнутое в сад окно деревенского дома, детвора, весело бегущая по лужам, оставшимся после после дождя.

В последние годы картины Сидорова продолжают экспонироваться в Китае, где его творческое наследие давно завоевало популярность среди широкой аудитории – для китайского зрителя особенно ценна эмоциональная глубина, скрытая за кажущейся простотой образов.

Список литературы:

  1. Сидоров В. «Мудрое правило» // Завтра.ру. – URL: https://zavtra.ru/ blogs/mudroe-pravilo?ysclid=m0pr45i8dp811010643 (дата обращения: 06.09.2024). ↩︎
  2. Лю Хай, Аристова С.Л. «Вглядываясь в даль – Родные края». Совместная выставка живописцев Валентина Сидорова и То Мусы. В преддверии 70-летия установления дипломатических отношений Китая и России // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2019. – No 3–1. – С. 135–148. ↩︎
  3. Вагман И. 100 знаменитых отечественных художников / И. Вагман, М. Щербак. – Москва: Фолио, 2005. – 903 c. ↩︎
  4. «На теплой земле». Персональная выставка Валентина Сидорова в Пекине // Российская академия художеств. – URL: https://rah.ru/news/detail.php?ID=30246 (дата обращения: 01.08.2022). ↩︎
  5. Art Exhibition of Valentin Sidorov and Andre Cavalichuck from Russia // National Art Museum of China. – URL: http://www.namoc.org/en/exhibitions/201907/t20190715_323855.html (дата обращения: 06.09.2024). ↩︎
  6. Art Exhibition of Valentin Sidorov and Andre Cavalichuck from Russia // National Art Museum of China. – URL: http://www.namoc.org/en/exhibitions/201907/t20190715_323855.html (дата обращения: 06.09.2024). ↩︎
  7. China-Russia Cultural Ties: Russian oil paintings and sculptures highlighted at National Art Museum of China. //China Global Television Network. – URL: https://news.cgtn.com/news/3049444d794d4464776c6d636a4e6e62684a4856/index.html (дата обращения: 06.09.2024). ↩︎
  8. China-Russia Cultural Ties: Russian oil paintings and sculptures highlighted at National Art Museum of China. //China Global Television Network. – URL: https://news.cgtn.com/news/3049444d794d4464776c6d636a4e6e62684a4856/index.html (дата обращения: 06.09.2024). ↩︎
  9. China-Russia Cultural Ties: Russian oil paintings and sculptures highlighted at National Art Museum of China. //China Global Television Network. – URL: https://news.cgtn.com/news/3049444d794d4464776c6d636a4e6e62684a4856/index.html (дата обращения: 06.09.2024). ↩︎
  10. China-Russia Cultural Ties: Russian oil paintings and sculptures highlighted at National Art Museum of China. //China Global Television Network. – URL: https://news.cgtn.com/news/3049444d794d4464776c6d636a4e6e62684a4856/index.html (дата обращения: 06.09.2024). ↩︎
  11. Russian and Chinese painters jointly exhibit in Beijing // China Culture. URL: http://en.cccweb.org/2019-01/08/content_1326780_2.htm (дата обращения: 01.09.2024). ↩︎
  12. The 70th anniversary of the establishment of Sino-Russian diplomatic relation – The Joint Exhibition of Valentin Mikhailovich Sidorov & Zhou Yixin // Museum of Contemporary Art Yinchuan. – URL: http://en.moca-yinchuan.com/expo/detail/?id=42 (дата обращения: 01.09.2024). ↩︎


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *